Поиск по сайту

10 Июня 2019

Николай Коляда: «А как пьесы писать — черт его знает»

Режиссер о своих учениках-драматургах и таланте, который невозможен без любви к театру


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

8 июня во время Уральского культурного форума в Екатеринбургском учебном театре прошла творческая встреча с драматургом, основателем и художественным руководителем «Коляда-театра» Николаем Колядой. Он презентовал на днях начавший работу сайт Библиотека пьес Уральских драматургов, на котором вскоре будут выложены 1500 пьес. Также Николай Владимирович рассказал о трудностях на пути молодых писателей и необходимости поддерживать их стремление отражать меняющуюся на глазах жизнь.

Очень важно человеку помочь, поддержать его. Мне повезло в жизни — в нужное время в нужном месте оказался. Спасибо Галине Борисовне Волчек. А когда начинал в 1988 пьесы писать, то в Москву пробиться было невозможно, потому что драматурги все стояли плечом к плечу, между ними палец просунуть нельзя было. Никто не помогал, все гнобили, говорили: «Куда ты лезешь», «Будь ты проклят», «Все это обочина жизни, грязь, чернуха и так далее». У нас ведь очень любят, когда начинаешь что-то из себя представлять, сразу бить по башке: «Сиди вместе с нами в болоте».

Когда я начинал фестиваль «Коляда-plays», то вся театральная общественность возмущалась, что я свое имя прославляю в окрестностях Екатеринбурга. Но если заглянуть в буклет, видно — фестиваль составляется в основном из пьес моих учеников. И обязательно нам хочется показывать театры из маленьких городов. Весь «Коляда-plays» делается о молодых и для молодых (В этом году фестиваль пройдет с 1 по 10 ноября — прим. ред.) И я своей задачей считаю найти молодых талантливых людей. А все для того, чтобы видели — Уральская школа драматургии не барахло какое-то. Она востребована театрами.

Когда я начал преподавать в театральном институте, сразу подумал, что не должно с этими ребятами быть так, как было со мной. Чем смогу, я всегда буду помогать всем своим студентам. Если я увижу, что пьеса на самом деле написана талантливо, то буду бегать по всей Москве, звонить директорам театров, подталкивать под двери завлитов эти работы. Для чего же еще делался сборник пьес «Ты че, с Урала?». А то москвичи соберутся на своей «Любимовке» и хвалят друг друга. А мои съездят туда, а потом не понимают, за что все друг друга хвалят. А все потому, что сейчас важнее не написать лучше, а встроиться в определенную тусовку.

Моя главная задача как педагога не в том, чтобы учить писать пьесы. Я сам-то не знаю, как их правильно писать. Говорю всегда только, что должны быть мысль, слово, характер, боль. На этих четырех китах и должна стоять пьеса. Плюс нужно подключить еще голову и сердце. Или как я — люби театр со всей силы и со всей страстью, что у тебя есть. В таком случае будет и на хлеб с маслом, и на хлеб с колбасой. Вот, что единственное я могу подсказать людям. А как пьесы писать — черт его знает, это же все непонятно.

И похвалить человека нужно обязательно. Даже если пьеса плохая. Принесет мне кто-нибудь девять-десять страничек. Почитаешь — ну, скажешь, что все барахло. Только нужно упомянуть и о хороших строчках, оборотах, подобранных словах. Когда поддержишь человека, предложишь доработать, то у него и крылья вырастают. Он понимает, что кому-то нужен, что жизнь его не глупа, бездарна и бесполезна.

Дома у меня хранится огромное количество магистерских и дипломных работ, которые люди защищали по конкретным пьесам моих учеников и по моим пьесам или по феномену Уральской школы драматургии. Уральская драматургия, например, очень популярна в Польше. Там ставят пьесы Сигарева, Васьковской, Пулинович. В Америке, в разных городах и странах изучают феномен Уральской школы драматургии. Я не знаю, как у нас это получилось, но это счастье невероятное, что у нас на Урале такое есть.

А то думают, что пьесы просто писать: слева пишешь — кто говорит, справа — что говорят. На самом деле, если вы оглянетесь на ХХ век, то поймете, что драматургов, которые остались в истории театра и литературы, можно пересчитать по пальцам. Потому что это очень сложная профессия. Помню, однажды в Союзе писателей один прозаик мне сказал, что я вовремя подсуетился и начал зарабатывать на пьесах. Я не стал его разубеждать. Считается, что поэзией и прозой сегодня не заработать, а если пьесу поставили, то драматург уже получил гонорар. Но талант к драматургии — качество, присутствующее у человека в крови от влюбленности в театр, насмотренности, понимания театра.

Когда мне предложили придумать авторский курс молодых драматургов в Екатеринбургском государственном театральном институте, я подумал, что это замечательная идея. Ведь драматурги будут вариться вместе с режиссерами и актерами в этом котле театрального института, где с утра до ночи орут, кричат, шпагами машут. Там они познают театр изнутри с первого курса. А когда я учился на отделении прозы в Литературном институте, то ходил на семинары, которые вели Пименов и Розов. Они все время повторяли: «Мы пишем для вечности, современный театр — барахло и пошлость». Каждый год институт выпускал и продолжает выпускать по 60-80 человек. Но они все куда-то исчезают. Я не помню за последние 25 лет человека, который окончил курс драматургии в Литературном институте, а потом пробился и стал драматургом.

Своим ученикам говорю, что они должны чувствовать сегодняшний театр, сегодняшнюю публику и должны уметь зарабатывать деньги. Ничего плохого в этом нет. Выйди на улицу — попроси десять рублей, никто не даст. А попросит тебя, например, Театр музыкальной комедии написать либретто к оперетте, балету, опере, сценарий к безалкогольной свадьбе — иди и напиши. Одно дело, что либретто к оперетте и сценарий к свадьбе не нужно включать в собрание сочинений. Но понимать, что нужно сегодняшнему театру и профессионально это написать — важное качество для драматурга. Нет ничего постыдного в том, что ты умеешь делать то, что другие не умеют.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов