Поиск по сайту

09 Августа 2019

Книгопремьера: «Одинокий город»


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

Все больший вес в литературной среде приобретают книги в жанре нон-фикшн. Читателю интереснее осваивать сюжеты, связанные с конкретными людьми — думающими, чувствующими и, в данном случае, страдающими. Энди Уорхол, Эдвард Хопер, Генри Дарджер, Дэвид Войнарович и другие нью-йоркские творцы в книге Оливии Лэнг представлены как художники, чья жизнь стала своеобразным манифестом борьбы с отчужденностью и стигмами.

«Одинокий город» удивительным образом совмещает в себе нон-фикш и дневниковые записи. Начинает Оливия Лэнг с себя, своей истории и своих ощущений, накрывших ее, когда она оказалась в огромном Нью-Йорке одна после неудачной любви. На многие часы лишь тесное пространство комнаты и интернет стали для нее пространством постоянного обитания, в которое она попала, потеряв связь с миром. Фланируя по сайтам интернет-знакомств, Оливия Лэнг изучала профили людей, жаждущих общения или близости, слушала интервью и просматривала видео с теми, в ком она видела признаки того же состояния, что овладело ею. Некоторые сублимировали свои боль и гнев в творчестве: рисовали, занимались фотографией. Другие, как Энди Уорхол, записывали откровения знакомых и друзей на магнитофонную пленку, чтобы сохранить их и сделать предметом искусства.

Работа Оливии Лэнг основана не только на информации, взятой из сети, но и на большом массиве скрытых от глаз простого обывателя архивов. Потому книга — полезная находка не только для человека, изучающего психологию отчужденности, но и для культурологов, искусствоведов, историков. Интереснее всего то, как Лэнг сталкивает своих персонажей и переплетает их истории, постепенно усиливая воздействие повествования на читателя. Ее слог — неспешный рассказ о том, что пережила он сама, о том, что пережили люди, описываемые ею. Предложение за предложением она конструирует модели их судеб и впускает нас, читателей, в созданное пространство.

Наркотики, смерть, секс, СПИД, гомосексуализм — эти темы до сих пор покрыты стигмами отчуждения и осуждения не только со стороны общества, но и со стороны государства. Оливия Лэнг говорит на эти запретные в большинстве своем темы открыто, непредвзято и спокойно. Например, она описывает коллективную травлю, вызванную эпидемией СПИДа, во время которой женщинам, геям и наркоманам отказывали в выдаче лекарств и призывали истреблять заболевших. Или о причалах Челси, что в 70-х стали убежищем для многих бездомных, барыг и проституток. Читая эти истории, не испытываешь отвращения, лишь сожаление о том, сколько боли было и остается во всем мире. Описывая причалы, автор стремится раскрыть причины, по которой они и другие похожие места так притягивали художников и поэтов или простых одиночек, жаждущих утешения и близости. «То были земли упадка, руины величия, присвоенные подпольной гедонистской колонией», — пишет Лэнг.

Некоторые из описанных автором персонажей сознательно отталкивали от себя людей. Одна из самых страшных и пронзительных историй связана с женщиной, стрелявшей в Энди Уорхола — автором жесткого феминистического текста «SCUM Manifesto» Валери Соланас. Измученная неприятием и непониманием со стороны общества, желающая, чтобы на нее обратили внимание, она обрушила всю свою боль на художника, отказавшегося ставить пьесы или снимать фильм по ее пьесам. Соланас отправили в тюрьму, после которой она так и не смогла вернуться к нормальной жизни, сознательно ввергнув себя в пучину еще большего одиночества. Уорхол же погрузился в себя, угнетаемый болью в теле, которое он и до этого происшествия считал несовершенным. Ко всему прочему добавился страх нахождения рядом с людьми.

«Я не верю, что единственное средство от одиночества — встретить кого-нибудь», — пишет Лэнг. По ее мнению, гораздо важнее научиться признавать себя и каждое из своих желаний и ощущений. Кому-то в этом помогает искусство, способное создавать каналы особой связи между людьми, кто-то находит облегчение в других вещах. На протяжении чтения книги не прекращаешь задавать себе один и тот же вопрос: «Можно ли победить одиночество, избавившись от стыда за то, что ты одинок, научившись говорить и слушать об этом?»

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов