Поиск по сайту

01 Октября 2019

«Я сел… и читаю»

О встрече «Роль библиотек в формировании практик чтения современной российской молодежи»


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

В июле Муниципальное объединение библиотек совместно с Екатеринбургской академией современного искусства начали разговор о практиках чтения. Тема оказалась так актуальна, что многие попросили продолжения исследований. Просящих услышали, и 30 сентября в Городском библиотечном информационном центре состоялась встреча с социологами Новосибирского государственного университета и совместный круглый стол, на котором обсудили, какой должна быть современная библиотека.

Инициатором обсуждений стала проректор Екатеринбургской академии современного искусства, кандидат социологических наук, доцент Лариса Петрова. Она же провела и первую лекцию в июле под названием «Книга в современном мире: влияние инноваций» в Библиотеке №17. Тогда говорили о роли чтения и библиотек в современном мире. На сентябрьской встрече главными оказались взаимоотношения школьников, студентов и молодых ученых к библиотеке и книге.

В этой сфере специалистами выступили приглашенные звезды — сотрудники Новосибирского госуниверситета: кандидат социологических наук, доцент и заведующий кафедрой общей социологии Татьяна Черкашина, кандидат социологических наук, доцент Ирина Чудова и старший преподаватель Елена Чернышова. Они провели научное исследование под названием «Дифференциация практик учебного и профессионального чтения в научно-образовательной среде» совместно с Государственной публичной научно-технологической библиотекой РАН.

Трактовка понятия «чтение»

Социологи из Новосибирска провели серию интервью и опросов, из которых выяснили, что сейчас размывается само понятие чтения: трактовки у него могут быть самые разные. Первая говорит о чтении как о действии, для которого нужно сосредоточиться и собраться. Даже в интервью некоторые респонденты говорили: «я сел и читаю», — предполагая, что для того, чтобы заняться чтением, нужно приостановить бег жизни и погрузиться в это действие полностью.

Следующим назвали чтение как извлечение информации или смысла. Немаловажным для опрошенных молодых людей оказался и такой аспект чтения, как польза. В этом смысле за книгу человек берется не для того, чтобы получить удовольствие или совершить сам акт чтения, но для того, чтобы получить ответ на интересующий его вопрос. И здесь возникло противоречие, связанное с изучением текста художественного и текста научного. К слову, некоторые молодые ученые назвали чтение художественных текстов — по сравнению с текстами non fiction — бесполезным занятием.

Те, кто страдает от вынужденного чтения на учебе, называют его «не необходимостью», что отражает нежелание брать книгу в руки, ощущение неудовольствия от принуждения к освоению текста. «Респонденты в своих ответах отмечали, что человек не должен страдать, когда читает. И именно этой фразой выражено мнение многих студентов», — рассказала Татьяна Черкашина.

Нельзя отказываться от мнений, гласящих, что чтение предполагает включение воображения и получение удовольствия от проживания чужой истории. Это самая близкая книголюбам трактовка погружения в текст.  Она доказывает, что книжный мир — тоже виртуальное пространство, в которое, как и в социальные сети, человек может уйти с головой.

«Между трактовками нет жестких границ, — объясняет Татьяна Черкашина. — И это очень противоречивый набор понятий, который дает нам доказательства к пониманию, что сейчас нет общепринятого понятийного языка, связанного с процессом чтения. Он только начинает формироваться и складываться для того, чтобы описать все то, что мы делаем с текстами на разных носителях». А сюда можно отнести и «скроллинг» ленты социальных сетей, которую мы тоже «читаем». Многие противопоставляют акт потребления книжного текста и текста, считываемого с экранов телефона или компьютера, хотя, по сути, физическое действие остается тем же — восприятием текста и извлечением из него информации.

Цифровое чтение: в чем его плюсы для студентов

Ирина Чудова рассказала о том, почему студенты предпочитают электронные документы книге. И здесь зашла речь о мотивации к чтению. Если бумажный носитель — выбор тех, кто любит книги и наслаждается самим актом чтения, то электронный более удобен в учебе. Например, кому-то не нравится носить большое количество учебников, которые могут уместиться в один-единственный гаджет. Других привлекает возможность чтения на ходу: в транспорте или магазинной очереди.

Большую роль играет и интерес к конкретному тексту. Его может заронить товарищ по учебе или авторитетный преподаватель, который предлагает подискутировать о прочитанном. В случаях, когда интерес не рождается, студент пробегает по страницам урывками или скачками, стремясь найти лишь действительно необходимое и избежать лишних усилий — так называемое прагматичное чтение. Тогда студенту на помощь приходит поиск по ключевым словам, доступный лишь на электронных носителях, и возможность копирования в отдельный документ, что позволяет без особых усилий создать краткий конспект или шпаргалку.

Ирина Чудова отметила, что лучший вариант и для преподавателя, и для самого студента — не вынужденная заинтересованность в тексте, а настоящая. В таком случае «человек осознает, что чтение интересно ему не столько для учебы, сколько для саморазвития и понимания профессии».

Библиотеки: в чем их минусы для молодежи

В ходе исследований в Новосибирском госуниверситете выяснили, что библиотеки могут… пугать молодых людей. Об этом рассказала Елена Чернышова. В отличие от интернета, в котором можно бесплатно достать любую информацию и практически любой текст бесплатно (в основном пиратские копии), в библиотеках могут нахамить, объявить санкции за вовремя не сданную книгу или заставить стоять в очереди. Современный посетитель библиотек понимает, что такие страхи уже давно устарели, ведь прогресс идет вперед, а электронные системы позволяют быстрее обслуживать читателей, да и во многих передовых читальных залах больше не требуют идеальной тишины. Не знают многие и о системах электронных каталогов, в которых можно легально скачивать необходимые книги, не выходя из дома.

В минусах библиотечного обслуживания оказалось и то, что студентам часто не хватает учебников или же в фондах недостаточно быстро обновляют специфическую литературу, которая очень быстро устаревает. К тому же мало кто воспринимает библиотечные пространства как места отдыха или встреч с друзьями и авторами. Все потому, что в этих институциях еще не научились работать с рекламой и продвижением. В итоге многие входят в двери книгохранилищ лишь по необходимости — в поисках редкой книги или тишины, невозможной в общежитиях.

Как быть библиотекам и какими лайфхаками пользоваться, чтобы привлекать читателя?

Вслед за информативной презентацией последовал круглый стол, где Лариса Петрова предложила обсудить практические советы для институций — посредников между книгой и читателем. На встрече присутствовали сотрудники екатеринбургских библиотек, которые быстро включились в разговор и задались многими важными вопросами. Обсудили, например, насколько необходимо привлекать всех людей независимо от их социального статуса, и нужны ли в читальных залах люди, нарушающие покой других посетителей. Однозначного ответа на этот вопрос получить не удалось, ведь, не смотря на дискомфорт от общения с таким человеком, хочется, чтобы и он приобщился к чтению и книге.

«Что можно сделать для того, чтобы электронная библиотека стала понятнее пользователям?», — так звучал следующий вопрос. Отвечая на него, многие упоминали удобство интерфейса, отмечая, что электронные ресурсы многих институций вполне удобны, а внимание стоит обратить на обучение их использованию со школьной скамьи.

Самый крупный блок посвятили обсуждению того, насколько сейчас необходима книга как источник информации. Ведь многое молодые люди сейчас узнают из youtube-каналов или блогов. Пришли к выводу, что, устраивая различные мероприятия и встречи, от книги как от основы отходить все же не стоит. Но теперь важно не столько приучать читателя к бумажному носителю, сколько помогать ему в формировании критического восприятия и способности отличать достоверную информацию от недостоверной.

Встреча закончилась обсуждением будущих исследований, интересных как для социологов, так и для сотрудников библиотек. Присутствующие предложили продолжить исследования о влиянии книги на общество.

Фото: Руслан Хисамутдинов.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов