Поиск по сайту

17 Октября 2019

Анна Матвеева о писательстве и «своей тайной философии» в новой книге

В библиотеке прошла встреча Анны Матвеевой с читателями


Фото: Максим Субботин Фото: Максим Субботин
Мне нравится!

В Библиотечном центре «Екатеринбург» состоялась творческая встреча читателей с уральским прозаиком Анной Матвеевой. Писательница рассказала о своих вышедших книгах, прочитала отрывок из новой и ответила на вопросы екатеринбуржцев.

Темным осенним вечером хорошо собраться в библиотеке в обществе интересного человека. В этот раз – чтобы познакомиться с новым романом Анны Матвеевой и в конце встречи задать вопросы – о литературе, писательстве, вдохновении, других книгах.

Анна Матвеева живет в Екатеринбурге, окончила факультет журналистики, у нее вышло уже 17 книг. Первые публикации Анны появились в середине 90-х годов. На сегодня отдельными книгами изданы сборники рассказов, повести, романы.

Над романом «Каждые 100 лет» Анна работала девять лет – писала и бросала. Параллельно выходили другие книги, и она каждый раз возвращалась к этой. Она написана ex voto – по обету, обещанию, данному отцу, написать книгу о бабушке писательницы Ксении Михайловне Лёвшиной. С детства до последних дней жизни Ксения Михайловна вела дневники, их Анна Матвеева и получила в наследство. Писательница признается, что это интересный, но сложный материал, поэтому работа над этой книгой была самой трудной.

Гостям библиотеки Анна прочитала первую главу. Повествование ведется в трех временных пластах – в XIX веке пишет в дневниках девушка, в 1980-е – девочка и уже в наше время, в 2017 году, взрослая женщина комментирует дневники примечаниями. Дневники конца XIX века – подлинные, они принадлежат бабушке писательницы, остальные сюжетные линии – созданный Анной Матвеевой художественный мир. Конечно, какие-то детские впечатления самой Анны нашли отражение в книге, но все-таки это художественная литература.

«Дневники ведут для того, чтобы кто-то их прочел», – говорит Анна и, отвечая на вопрос, когда она сама открыла дневники бабушки, признается, что папа не давал ей их в детстве, она познакомилась с ними уже взрослой. Бабушка достаточно честно описывала действительность, и что-то было просто небезопасно читать девочке в 1980-е годы. К примеру, описание митинга по случаю смерти Ленина в 1924 году в Екатеринбурге – Свердловске.

«Очень страшно писать о своей семье – не все готов выносить на суд людской, – признается Анна. – Но, с другой стороны, надо быть или абсолютно честной или уже не браться за это. В XX веке людям досталось много драм: человек, который появился на свет в конце XIX века, был рожден и воспитан для одного, а потом был вынужден жить по-другому».

Бабушка Анны когда-то записала: «С дневником я не чувствую себя одинокой». Она записывает свои мысли – «свою тайную философию», истории и предания семьи, современность за окном. Маленькая девочка в 80-е годы тоже вплетает историю страны в личную: невольно на страницах ее дневника отражаются и Олимпиада, и смерть Высоцкого.

Тема памяти – тренд последнего времени. Как сказала Анна: «Я опаздываю к общему столу, как правило, и вношу свой салат, когда все уже едят десерт; когда все уже издали свои дневники, я только выхожу с книгой». Из последних книг, изданных на тему дневника, писательница рекомендует «Памяти памяти» Марии Степановой – трудную, не для удовольствия, а для умственной и душевной работы. Тут же читатели и гости встречи подняли вообще вопрос памяти, прошлого, кто-то даже задал вопрос, почему сейчас много литературы воспоминаний. Писательница призналась, что и ее издатель тоже сетует, что никто не хочет писать о дне сегодняшнем. И попыталась объяснить тем, что это и правда трудно – должно пройти какое-то время, чтобы осознать то, что с тобой когда-то случилось.

«Я ничего не знаю о музе, я просто работаю», – отвечает писательница на вопрос о вдохновении. И уже эта фраза вдохновляет присутствующих. Еще из жизни писателей обсуждается вопрос гонораров и общения с читателями: «Раньше можно было сидеть в башне из слоновой кости и не показываться, сейчас все не так – надо демонстрировать себя, разговаривать с публикой».

Конечно же, были вопросы о книге «Перевал Дятлова, или Тайна девяти»– они всегда есть, на каждой встрече. «Я бы сейчас все сделала по-другому, – говорит Анна, а потом добавляет, –или бы вообще не взялась за эту тему».

Разговор плавно переходит в обсуждение литературы факта, работы в архивах. Книгу «Каждые 100 лет» Анна сравнивает с «Перевалом Дятлова», потому что и там, и там есть документальные куски текста.

«Сейчас сбились настройки в тексте – это фикшн или нет, – делится наблюдением писательница. – Многое пишется на стыке литературы художественной и документальной».

Кроме того, Анна делится, что полезно читать свои тексты вслух: «Так слышишь свои недочеты – ненужные ритмы, избыточность, некрасивые сочетания согласных. Мне еще очень помог опыт записи своих книг в переводе на аудиоформат – я их сама начитывала. При письме мы допускаем смешные ошибки, особенно когда увлекаемся и нас уносит. У меня есть два первых читателя – мама и подруга, которые читают меня и указывают на недочеты».

На вопрос, кого из современных писателей Анна порекомендовала бы читать, писательница перечислила Романа Сенчина, Дмитрия Быкова, Ярославу Пулинович, Александра Снегирева («ему удается писать о женщинах, понимая женскую психологию»).

«А вообще, – призналась гостья, – я сейчас увлекаюсь творчеством Константина Паустовского – его воспоминаниями, и прозой Галины Щербаковой (которая написала когда-то сценарий «Вам и не снилось»). Всем рекомендую!»

Издатель еще не видел рукопись «Каждые сто лет», поэтому у читателей библиотеки был уникальный шанс стать первыми, кто познакомился с текстом. Книга отправится в редакцию в конце этого года, а мы будем ее ждать на книжных полках магазинов и библиотек.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов