Поиск по сайту
Размер шрифта А А А
Цвет сайта Ц Ц Ц
Изображения выкл
Обычная версия

25 Октября 2019

«Общество хочет чувствовать себя сопричастным»

О конференции «ЗаЧем будущее социальной журналистики?»


Текст и фото: Екатерина Юркова Текст и фото: Екатерина Юркова
Мне нравится!

24 октября в Москве прошла третья по счету ежегодная конференция «ЗаЧем будущее социальной журналистики?». Ее организовали Агентство социальной информации и центр «Благосфера» — команды, однажды решившие начать диалог на тему взаимодействия медиа и активистов, чтобы вместе говорить об общественных проблемах и отдельных человеческих судьбах. На однодневную встречу пригласили журналистов, блогеров, медиаэкспертов, преподавателей и студентов факультетов журналистики, сотрудников некоммерческих благотворительных организаций из разных городов. Не могли пропустить такое событие и мы.

Почему подобная конференция стала возможна?

Если раньше перед единичными активистами и волонтерами остро стояла задача попадания с болевой темой в информационное пространство, то сейчас на первый план выходит качество подобных материалов. И Агентство социальной информации (АСИ), и центр «Благосфера» прежде всего настроены на обсуждение того, как правильно выстраивать работу между медиа и некоммерческим сектором, находить общие точки и придумывать социальные проекты. С каждым годом это направление эволюционирует. На прошлогодней конференции говорили об эффективности сообщений СМИ и о новых форматах взаимодействия между журналистом и НКО. В этом году фокус сместился на тренды этой сферы, этику журналиста, чей главный принцип должен быть «не навреди», и проблему выгорания людей, пишущих на острые темы.

«Раньше в обществе не было принято говорить, например, о людях с инвалидностью, их будто бы не существовало. Таких тем было очень много — жестокое отношение с животными, домашнее насилие, детские дома. Потом ситуация поменялась. Об этом стали рассказывать журналисты. Но появилась другая проблема — как они рассказывают. Мы столкнулись с тем, что публикации и программы невозможно было читать и смотреть.  Говорили то слишком скучно, то слишком скандально, то чересчур жалостливо, — отметила Директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова в приветственном слове. — Мы захотели исследовать, как повысить качество публикаций на темы, которые нас беспокоят».

Конференция — особенный праздник для агентства, потому что проходит она всегда в дату регистрации АСИ, которому в этом году исполнилось 25 лет. Но это официальный возраст организации. Неофициальный — около 30 лет.

Нужны ли искренность и сочувствие?

Открылась конференция «ЗаЧем будущее социальной журналистики?» импульсной лекцией от журналиста и писателя Катерины Гордеевой. Одна из последних крупных публикаций автора — ее совместная с Чулпан Хаматовой книга «Время колоть лед» о российской благотворительности. «Будущего у социальной журналистики нет, — начала она выступление. — Потому что ее не существует. Есть только журналистика или ее отсутствие». По мнению Катерины Гордеевой, любая журналистика должна обеспечивать читателю доступ к правде и возможность задавать вопросы. Без выполнения этих условий честная работа с текстом невозможна, ведь сегодня люди не хотят читать только то, что оставил редактор. Общество устало от лжи и хочет чувствовать себя причастным к каждой конкретной истории. Чтобы создавать контент, удовлетворяющий этим запросам, журналисту необходимо знать своего героя больше, чем на уровне одной деловой встречи.

«Вы не можете писать о том, про кого прочли две строчки в редакционном задании. Вы не можете рассказывать о войне, если на ней не побывали; не можете рассказывать о больнице, если не были внутри; не можете рассказывать о человеке, если даже за 15 минут не познакомились с ним настолько, что можете представить себе, как он будет действовать в той или иной ситуации. В моде – длинные видео, потому что они не смонтированы. Люди хотят знать, как говорят другие, готовы часами слушать неизвестных героев, если им дали эту возможность. Потому нарезанное в клочья телевидение умирает, а длинные тексты и видео выживают. Сопричастность и искренность — единственное, что может победить ложь», — говорит Катерина Гордеева, отмечая, что сейчас люди заинтересованы в социальных текстах. Главное — не превращать их в фандрайзинг, придавая им жалостливый или молящий тон.

Прозвучал еще один важный тезис о том, что необходимо перестать говорить о благотворительности или активизме с придыханием. Многие из тех, кто этим занимается, неидеальны, все пришли туда разными путями. Эти герои заслуживают того, чтобы о них рассказывали, но не нужно относиться к ним по-особенному. Они, как и журналисты, пишущие на социальные темы, двигаются, подобно ежикам в тумане, в такой же темноте, что и остальные. «Хватит идеализировать, пишите интересно и творчески, испытывайте эмоции к своим героям. Им не нужна жалость, им нужно соучастие. Журналисты — не сфера обслуживания, а те, кто помогает обществу разобраться в сложных вопросах», — говорит Катерина.

Тему автор развила и в последующем мастер-классе «Компетентное сочувствие. Что это и можно ли этому научиться», отметив, что нет ни одного сообщества, которое имеет право на особое отношение журналиста. Человек пишущий должен говорить о замалчиваемых конфликтах и задавать неудобные вопросы, ведь они помогают всей сфере благотворительности учиться на чужих ошибках и расти.

Для Катерины Гордеевой важно, чтобы все журналисты, прежде чем приступать к созданию любого медиаконтента, задали себе ряд вопросов – например, «О ком и зачем я хочу писать?», – и попробовали сформулировать все, о чем хотят рассказать, в одном предложении. «Без этого не стоит и приступать к тексту или программе. Не бойтесь темы, бойтесь непрофессионализма», — закончила она.

Должен ли журналист помогать?

Одной из магистральных для конференции стала экспертная дискуссия «Должен ли журналист помогать? Ожоги социальной журналистики». Ее модератором выступила журналист, ведущая программы «Чувствительно» на радио «Эхо Москвы» Ирина Воробьева. А спикерами – руководитель отдела исследований фонда «Нужна помощь» и проекта «Если быть точным» Елизавета Язневич, заместитель главного редактора МИА «Россия сегодня» Наталья Лосева, директор благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева, специальный корреспондент газеты «Аргументы и факты», директор по развитию Благотворительного фонда «АиФ. Доброе сердце» Полина Иванушкина и главный редактор межрегионального интернет-журнала «7×7» Софья Крапоткина.

Они поговорили о том, как организовывать мероприятия и проекты с участием журналистов и благотворительных фондов. Каждый назвал примеры собственного опыта в подобных событиях. Например, Наталья Лосева рассказала о VR-проектах «Слепые в большом городе» или «Механика аутизма», в которых с помощью современных технологий люди могли ощутить, что чувствуют другие в той или иной ситуации. Оба проекта стали рассказом о повседневности героев с инвалидностью. Но главное во всех подобных начинаниях — отсутствие пошлости и «проезжания по ушам». «Отход от ситуации «все плохо» к пониманию, что участвовать в жизни людей с такими проблемами и помогать им — это тоже часть нашей жизни», — акцентировали спикеры. Журналисты должны помогать понять эту мысль обществу, побуждая людей задавать новые сложные вопросы самим себе.

Но все же чьи интересы держать в голове при создании материала: читателя или фонда? На это очень сложно дать ответ. Эксперты отметили, что журналист перестает быть объективным, если организация полностью контролирует создаваемый текст. Но не бывает журналистики «в вакууме», где исследователь мог бы творить что-то сам по себе — есть разные медиа, которые направлены на разговор с разными сообществами.

Самая большая боль для журналиста, начинающего писать на общественные темы, — отсутствие мгновенного результата. Но это нормально: необходима постоянная просветительская работа. Многим людям сложно кликнуть на ссылку «социальная журналистика», потому что они понимают, что от них потребуется действие. Не обязательно пожертвование, но сочувствие. «Такие тексты могут поцарапать, и читатель знает это», — говорит Полина Иванушкина. А Елизавета Язневич отмечает, что это ожидание можно нивелировать, рассказывая истории, закончившиеся хэппи-эндом. О людях, для которых просишь деньги, обычно пишешь не в самом радужном виде. По окончанию сборов важно показывать — счастливый конец возможен, но при участии сообщества. Сейчас многие НКО работают над тем, чтобы показать людям свою работу, рассказать о конкретных нуждах организации и ее подопечных, дать понять, что системное жертвование даже небольшой суммы денег — необходимость, без которой фонды перестают жить.

Существует ли профессиональное выгорание журналиста?

Выгорание — большая опасность для любого человека. Если каждую из выслушанных историй журналист начинает болезненно проживать, то с течением времени он становится профнепригоден. «Для этого есть решение, — отметила Наталья Лосева — В редакциях должны проводить профессиональную подготовку: как относиться к материалу и его героям, как выходить из темы, как переживать неуспех». Но, к сожалению, такой системы в российской журналистике пока нет.

Тему выгорания продолжили и на мастер-классе «Профилактика выгорания журналистов, работающих с чувствительными темами» автора и тренера проекта «Психология стресса для журналистов» Ольги Кравцовой. «Даже обычная жизнь не учит нас тому, как справляться со своим или чужим горем, тем сложнее это для медиаперсоны, которая всегда находится на виду, — рассказала Ольга. — Все усложняется отношением общественности, которая не воспринимает журналиста как «глаза и уши общества» и редко встает на его сторону». Отметила она и то, что в ситуациях, выходящих из-под контроля, главное понять, что реакция на чужое горе — это нормально. В ситуациях же, когда журналист постоянно находится в напряжении, пиковой точкой может стать его выгорание и отказ от профессии. Но до этого человек пройдет еще несколько стадий: физические и когнитивные симптомы стресса, которые приводят к изменениям на личностном уровне и потере контроля над реакциями. Главное — стараться не накапливать стресс и найти собственные секреты для выхода из него, будь то спорт, хобби или сериалы.

В перерыве участники конференции могли прочитать о тех людях, которые научились или до сих учатся справляться с собственными реакциями на чужое горе. Герои проектов НКО «Профи», — все, кто не смог сохранять статус-кво и ушел из профессии для того, чтобы изменить мир в лучшую сторону — смотрели на журналистов с фотографий, размещенных на стенах Центра «Благосфера», где проходило событие.

Интересна ли социальная журналистика молодежи?

Завершающей частью дня стало празднование дня рождения Агенства социальной информации, но перед этим на ток-шоу «ЗаЧем, собственно, будущее? Разговор о трендах» поговорили о том, в какую сторону движется социальная журналистика.  Говорили Владимир Мукусев, журналист, лауреат премии «Эмми» директор по коммуникациям и стратегическому развитию Центра «Благосфера» Елена Темичева, директор Агентства социальной информации Елена Тополева-Солдунова, журналист, создатель проекта «Интервью о личном» Иван Сурвилло, главный редактор портала «Теплица социальных технологий» Наталья Баранова и руководитель информационно-публицистического проекта для доноров костного мозга «Кровь5» Русфонда, журналист и телеведущий, редактор, колумнист Сергей Мостовщиков. Модерировал теле- и радиоведущий, ведущий программы «Адреса милосердия» в прямом эфире «Маяка», преподаватель «Московской школы радио», преподаватель факультета журналистики МГПУ Александр Ветров.

Зрители, которые были активны на предыдущих секциях, здесь проявили себя с новой стороны. Именно из зала, большую часть которого составляла молодежь, назвали основные тренды в журналистике: отказ от рассказывания грустно о грустном, поднятие ранее табуированных тем (например, гендерные или связанные с насилием), интерес к вдумчивым гражданским журналистам и к новым медиа и микросми. Отметили спикеры и возрастающий интерес молодежи к социальным темам, объяснив это развитием социальных сетей, в которых каждый может рассказывать о том, что его волнует: от просящей милостыню бабушки до лесных пожаров.

Согласно данным профессоров модуля «Социальная журналистика» в МГУ имени Михайло Ломоносова, конкурс по этому направлению вырос несколько раз, а одна из наиболее интересующих молодежь тем — судьба пенсионеров в России. Участники конференции также отметили, что общество, в целом, взрослеет, а потому гражданские темы стали волновать его гораздо больше. И это не зависит от политических режимов – они могут тормозить этот процесс, но не останавливать. По мнению слушателей и спикеров, люди перестали воспринимать пафос и пустословие, для них важны только конкретные факты. «Медиа уходит к людям, — проговорили спикеры. — А новые технологии дали голос тем, у кого его раньше не было».

Конференцию поддержали Фонд президентских грантов (проект АСИ «Меняющие мир»), Благотворительный фонд В. Потанина (проект АСИ «НКО-профи»), Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт», Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, «Нестле Россия», Объединенная металлургическая компания.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов