Поиск по сайту

29 Ноября 2019

Книгопремьера: «П.П. Бажов. Письма. 1911-1950»


Текст: Дарья Санникова Текст: Дарья Санникова
Мне нравится!

6 декабря в Екатеринбурге состоится торжественное награждение победителей конкурса «Лучший музейный проект». Одним из финалистов проекта в номинации «Издание года» стала книга «П.П. Бажов. Письма. 1911-1950» издательства «Кабинетный ученый» (2018 год), созданная силами нескольких поколений семьи Бажова и представителей музейного и научного сообществ. Книга содержит 418 писем из фондов Объединенного музея писателей Урала, значительная часть которых публикуется впервые.

Научным редактором и составителями книги стали люди, давно и глубоко изучающие жизнь и творчество Бажова: доктор филологических наук, профессор Мария Литовская, кандидат филологических наук, заведующий Мемориальным домом-музеем П.П. Бажова Георгий Григорьев и научный сотрудник музея Л.С. Григорьева. В издание вошли 418 писем Бажова к членам семьи, деятелям культуры, начинающим авторам, фронтовикам Великой Отечественной войны, издательствам, исследователям, литераторам. Эти рукописи составляют единственную на сегодняшний день коллекцию писем Бажова, которая хранится в фондах Объединенного музея писателей Урала.

В предисловии к книге составители рассказывают историю появления этой коллекции. Большую часть передала в фонд музея вдова писателя Валентина Александровна в 1967-х – 1968 годах. Именно этот дар позволил в 1969 году открыть экспозицию Мемориального дома-музея П.П. Бажова. В 2005 и 2007 году коллекция пополнилась благодаря дочери и внуку Бажова – АриаднеПавловне Бажовой-Гайдар и Никите Матвеевичу Бажову. А в апреле 2016-го Ариадна Павловна передала в фонды Объединенного музея писателей Уралаеще около 200 документов, в том числе переписку родителей, о существовании которой исследователи знали лишь по воспоминаниям Валентины Бажовой.

Издание «П.П. Бажов. Письма. 1911-1950» – уникальный опыт публикации писем Павла Петровича: разумеется, бажовский эпистолярий печатался и ранее, однако, как отмечают составители, в большинстве случаев письма при публикации сокращались, теряя при этом существенную часть содержания и стилистического своеобразия. В издании «Кабинетного ученого» каждое письмо публикуется от начала до конца, что позволяет читателю погрузиться во все детали описываемых Бажовым событий, почувствовать грани его взаимоотношений с родными и коллегами, почувствовать настроение автора.

Письма Бажова щедро сопровождаются фотокарточками: с них смотрят лица тех, кому или о ком писал Павел Петрович; портреты самого писателя; запечатленные на пленки события, о которых идет речь в эпистолярии. Еще больше приближают читателя к описываемым событиям предисловия к каждому из девяти разделов: сухие биографические данные создают некий каркас событий, письма же наполняют прошлое жизнью, эмоциями.

Так, исследователи жизни и творчества Бажова часто говорят о том, каким он был деятельным человеком. Обычно это утверждение подтверждается фактами, но письма говорят нам гораздо больше: читая их, мы понимаем, что любое дело, поручение, просьбу Павел Петрович выполнял досконально, уделяя внимание каждой мелочи. Но в то же время между строгими инструкциями деловых писем, подробными размышлениями в переписке с единомышленниками встречаются нежные, теплые письма жене («Валянушка!» – обращается к Валентине Александровне Бажов), матери, детям. Когда читаешь такие строки, невольно кажется, будто подглядываешь за жизнью писателя, и он перестает быть для тебя лишь автором известных тебе книг – становится живым человеком со своими переживаниями и волнениями, бедами и радостями. С чувством юмора: так, критикуя роман «Демидовы» в письме А.А. Суркову, Бажов ехидно подмечает: «Автор, рассказывая о строительстве Невьянской башни, говорит: забивались дубовые свои в обхват. Каждый читатель пройдет это место спокойно. Что ж, дуб не баобаб, не фиговая пальма. Крепкое дерево, в нашей стране растет. […] А вот растет ли это дерево на Урале или нет ли там другого, более пригодного для сваи, – это можно и не знать».

Многое может подметить читатель и в письмах Бажова к друзьям: в них он самокритичен («По части печатания в альманахе «Серебряного копытца» не возражаю. […] На случай посылаю «Голубую змейку». Она заметно хуже, но свежее») и откровенен («Сам работаю мало и плохо. За год едва выполнил десятую долю намеченного. На следующий год даже не планирую. Сильно режет зрение. И все-таки человек устроен забавно: именно в это время, когда силы на исходе, появляется желание сделать что-нибудь побольше»).

Как отмечает в заключении к книге ее составитель Георгий Григорьев, письма любого автора – это и важнейший источник биографической информации, и документы эпохи (а Бажов – крайне наблюдательный и любознательный свидетель своего времени), и способ понять внутренний мир автора. «Наконец, переписка демонстрирует самобытное, выношенное, не лишенное интеллектуального изящества мировоззрение писателя», – пишет Григорьев.

На прошедшей церемонии вручения Всероссийской литературной премии им. П. П. Бажова научно-популярное издание «Павел Петрович Бажов. Письма. 1911 — 1950» заняло призовое место в номинации «Польза дела». Книгу можно заказать на сайте издательства «Кабинетный ученый», приобрести в крупных книжных сетевых магазинах – «Читай-городе», «Лабиринте», или же взять в Свердловской областной библиотеке имени В.Г. Белинского.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов