Поиск по сайту

22 Июня 2020

Жертвоприношение Ведерникова

Попытка рецензии на аудиокнигу Ольги Славниковой «Прыжок в длину»


Автор: Елена Азанова
Мне нравится!

Филологу писать рецензию на аудиокнигу, наверное, редкая пошлость. Но в условиях самоизоляции многое меняется местами, в том числе, в голове. И вот ты уже едешь подальше от четырех стен и взбесившихся на удаленке мессенджеров и два часа к ряду слушаешь роман Ольги Славниковой «Прыжок в длину». Для кинестетика чистой воды – пытка, которую превратил в бесценный опыт голос чтеца и артиста Геннадия Смирнова.

«Прыжок в длину» – последний титулованный роман Ольги Славниковой: он – лауреат премий «Русский букер», «Книга года», вошел в шорт-лист премий «Большая книга» и «Ясная Поляна». На этот раз Ольга Славникова с цепкостью и крайней саркастичностью журналиста берется за тему, казалось бы, с таким подходом и тоном несовместную. Она рассказывает историю о рухнувших больших надеждах, о том, как в нашем обществе живется человеку с инвалидностью и дивидендах, которые зарабатывают на личных трагедиях представители шоу-бизнеса, благотворители… и писатели. При этом в книге нет и следа диккенсовского сострадания, автор все время балансирует на грани между бестактностью и интересом исследователя, а для него, если он профессионал, нет ничего важнее истины. Этот жесткий честный стиль повествования, возможно, и создает то необходимое напряжение, тот темпо-ритм, с которого «не слезешь» до самого финала.

Главный герой Олег Ведерников, юный легкоатлет, обладающий уникальным талантом краткой левитации, перед своим первым Чемпионатом Европы бросается под машину, чтобы спасти маленького мальчика, и теряет в ДТП ноги. Жизнь складывается так, что Олегу приходится стать опекуном для пацана, вырванного им из-под колес джипа. Благородство, в котором несостоявшегося чемпиона пытаются «уличить» его прежние школьные учителя и мэр города, становится пожизненной ношей – избавиться бы да не тут-то было.

Тотальное одиночество, безысходность, растянувшееся на годы ожидание конца… Все это и попытки Олега вырваться из трясины обстоятельств (занятия баскетболом в компании колясочников, любовные отношения с домработницей-сиделкой Лидой) описаны таким едким метафоричным слогом, что там, где в жизни ты рыдал бы, закрыв лицо руками, ты смеешься до слез и от дороги не отвлекаешься. Артист Геннадий Смирнов сделал для этой книги важное – он оживил персонажей, можно сказать, превратил аудиокнигу в аудиомоноспектакль. Герои в его исполнении обретают голос, а остроты – меткость стрелы в руках апачи.

Ольга Славникова мастерски прописала образы Олега Ведерникова, спасенного Женечки и его матери, тренера дяди Сани, лишившегося вместе с инвалидностью воспитанника шанса на славу и почет, мамы Олега, переживающей свой маленький ад. Эти персонажи зримы, их психологические портреты написаны кистью беспощадного гиперреалиста, им никуда не скрыться от этого пристального взгляда художника (в широком смысле), разглядывающего человека под дулом обстоятельств и своего пера.

В романе «Прыжок в длину», помимо строго реалистического сюжета, подробно описывающего истории людей с инвалидностью, их варианты выхода из депрессии и коммуникации с миром, есть сюрреалистический персонаж – отец спасенного мальчишки, «негодяйчика», как его про себя называет Олег Ведерников. Эта странная личность, а точнее, ее способность просачиваться свозь стены, исчезать, оставляя после себя лишь влажное липкое пятно, несколько раз наталкивает на размышления о том, в себе ли герой, глазами которого мы приучились смотреть на события. И вообще о нем ли речь? Может, наоборот, об обществе полулюдей-полутеней, хватких, липких, зацикленных на себе и своих маленьких бедках – обществе воинствующих посредственностей, из которого хочется совершить прыжок в длину, в высоту, в бесконечность?

Как человек, долгое время бывший в сознательной изоляции, он всё воспринимает через призму боли и обиды – внушает Олегу телезвезда и популярная благотворительница Кира, чтобы убедить сняться в фильме о его «героической жизни». Сценарий написан, огромные деньги найдены, все персонажи из жизни Ведерникова куплены и приведены в подобающий вид.

В руках телезвезды Киры жизнь Олега Ведерникова становится ярче, значительнее, превращается в героическую пародию на прозаический сюжет. Описывая балаган съемочного процесса, автор безжалостно обнажает подноготную телевизионных шоу, фильмов об известных личностях, где во имя дивидендов – денег, просмотров, популярности – забывается живой человек и его негромкая, не такая уж красивая правда.

Появление второй, придуманной и написанной истории, где всё пытается повторить, симулировать жизнь Ведерникова, для произведения поворот знаковый. В этот момент рождается ощущение, что роман попадает под обаяние плохого вымысла. Оптический прицел автора, долгое время направленный на экс-прыгуна в длину, сбивается и бродит по самым разным лицам и фигурам, словно решая, чья сейчас очередь, кто здесь главный и как эффектнее все это закончить.

Финал съемок документального фильма об Олеге Ведерникове, как и замышлялось создателями, становится событием непредсказуемым, шокирующим и кассовым. Его надо прочитать или услышать в аудиоверсии хотя бы для того, чтобы возмутиться. Чей это финал – автора сценария или автора романа «Прыжок в длину»? Этот вопрос неминуемо возникает и рождает догадку о писательской самоиронии: какой творец не жаждет быстрой и громкой славы? Какой художник удержится от желания убить своего героя так, что поверить невозможно, но воображение поражает?

У книги Ольги Славниковой, однако, есть другой, настоящий финал. Спасительный для произведения, потому что снижает градус мелодраматизма и ставки на успех, но безжалостный к нам, читателям, и в целом, к обществу, в котором мы живем. Он словно задает вопрос «А был ли мальчик?». Может, талантливый Олег Ведерников – лишь чей-то вымысел, чья-то фантомная боль, чья-то ступенька к новой жизни, как в случае с неприятной Лидой, чей-то шаг к человечности, как в случае с его мамой. Как ни крути, а чтобы даже самый никудышный человек получил шанс на счастье, на выбор, просто необходим Гамлет, Данко. Да кто-нибудь с заветной пружиной в груди, кто, не задумываясь, совершит свое жертвоприношение. Свой прыжок в длину.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры