Поиск по сайту

29 Июня 2020

Немецкие сказки и русская боль

Впечатления от книги Гузели Яхиной «Дети мои»


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

Второй роман автора «Зулейха открывает глаза» попал к нам совершенно вовремя — на карантине. Его герои так же, как и мы в последние месяцы, большую часть времени живут в изоляции. Принимая и не принимая ее, они учатся слышать друг друга и, самое главное, любить несмотря ни на что. О том, почему роман «Дети мои» стал для нас более актуальным, близким и трепетным, чем нашумевшая «Зулейха», читайте в нашем материале.

«Дети мои» — роман не менее спорный, чем обвиненный в искажении исторических фактов «Зулейха открывает глаза». Но в этом случае такие критики, как Наталья Ломыкина, Павел Басинский или Галина Юзефович спорят на другом уровне — литературоведческом, обвиняя «Детей» в излишнем насыщении деталями и описанием, намеренном торможении сюжета.

История о поволжском немце Бахе, и правда, неспешна и густа, как застоявшийся кисель. Она заселена словами и символами, запахами и звуками и упивается собственной наполненностью. Точно так же и главный герой, учитель словесности, упивается любимыми книгами и грозовыми раскатами. По сюжету, грозы как стихию вскоре сменят раскаты политической воли, опасные не меньше, а может и больше, чем неуправляемое природное электричество.

Гузель Яхина вновь рассказывает историю своей семьи. Первая ее книга стала историей бабушки, вторая — дедушки. И если первый роман воспринимается читателем более реалистичным, то «Дети мои» — история совершенно волшебная, оттого более успокаивающая.

Все самое интересное начинается в момент, когда вопреки воле тихоню и книжного червя Баха перевозят на другой берег — учить Клару, малограмотную дочь властного богача. Бах знакомит ее с немецким языком за чтением сказок родной страны. Клара, в свою очередь, делится с ним местными мифами и легендами. Сказки Германии, заботливо привезенные колонистами на Волгу, и местный фольклор смешиваются, рождая новые, современные истории, летописцем которых в будущем и станет скромный учитель.

Вскоре отца Клары и прежней тихой и размеренной реальности Баха не станет. Двое молодых останутся жить на хуторе, укрытые от посторонних глаз и политических бурь: подвижки и законы советской власти удивительным образом не тревожат их. Клара и Бах живут изолированно, не замечая других людей, не зная их счастья и горя, и оттого отчетливее слышат чувства и мысли друг друга, сохраняют то, что когда-то помогло им сблизиться — сказки.

Сказки наполняют все повествование книги. Они звучат из уст Клары, выходят из-под пера Баха, зачитываются другими героями книги и даже становятся театральными постановками молодого поколения — будущего Советской России. Подчиняя повествование законам магического реализма, Гузель Яхина вливает их и в реальность бывшего учителя. Сказочные сады хутора всегда дают вдоволь пищи, лес ограждает от внешнего мира, а река становится одновременно и порталом, ведущим в разные локации, и таинственной силой, божеством и соратником Баха — еще одним летописцем, хранящим историю.

Записанные Бахом в горячечном бреду сказки помогают выжить дочери Клары — Анче: главный герой продает их за свежее молоко, необходимое ей. После продажи сюжеты написанных историй удивительным образом начинают сбываться, поначалу даже принося местному населению богатый урожай и процветание. Может быть, здесь замешана именно цена за них — свежее молоко, которое в мифах всегда символизирует возрождение, а также доброту и заботу. Бережно сохраненные и записанные сказки Клары и Баха, впрочем, не стесняется переписывать под себя новое советское государство, внося непоправимые изменения, превращая белое в черное и навлекая на немецких колонистов несчастия.

Бах писать перестает. По этой причине он лишается единственной связи с реальностью. Но в этот момент жизнь его наполняется новым безумием и любовью: в его дом врывается киргизский приблудыш Васька, чье присутствие встряхивает тихий хутор, выветривает из него уже ставшие пыльными сказки и закладывает основу для новой сказки теперь уже не Клары и Баха, а Анче и самого Васьки.

Завязка этой новой истории происходит в тот момент, когда дети вырастают и становятся продолжением своих родителей и воспитателей. В то же время они улавливают атмосферу современности и закладывают основу новой сказки. Ее кульминацию и развязку ни нам, ни Баху увидеть уже не удастся — Анче и Васька уйдут с хутора в большой мир. В расставании с детьми в этом романе можно усмотреть параллели с окончанием «Зулейха открывает глаза», в котором главная героиня с великой болью отпускает единственного сына. Но если Зулейха позже встречается со своим улымом, то Бах не увидит детей уже никогда. В том, что он сумел отпустить самое важное и любимое, его великая жертва и смирение, высшее проявление любви.

С уходом детей хутор пустеет, но наполняется новыми смыслами. С уходом детей пустеет и главный герой — маленький и ничтожный для советского правительства, великий для всех тех, кого он спас и приручил. И все же он, наконец, становится свободным от страха за родных. Теперь Якоб Иванович Бах может жить только любовью, настолько большой, что за счет нее он дарит тепло многим и многим, и его самого она тоже греет до конца пути.

Книга «Дети мои» не жизнеописание главного героя, а попытка зафиксировать мысли и чувства человека в период его наивысшей ответственности за другого, в чем-то самый чувствительный период. Роман психологичен и не каждому раскроется из-за своего тягучего и насыщенного слога и замедленного повествования. Он не из тех, что можно прочесть за одну ночь: к нему нужно подходить осторожно, осмысливая главу за главой, подключаясь постепенно. Но те, в ком отзовется любовь к Баху, что испытывает к нему автор, будут поражены тем, сколько размышлений могут подарить всего одно литературное произведение.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры