Поиск по сайту

23 Января 2017

Непридуманная Европа: история бытового жанра в графике


Мне нравится!

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств 22 декабря открылась выставка «Быт и нравы старой Европы», составленная из графических работ западноевропейских художников XVII-XIX веков.

Ценителям графического искусства музей подготовил к Новому году настоящий подарок: здесь впервые выставлено фондовое собрание из 28 произведений, которые позволяют проследить эволюцию бытового жанра. Экспозиция является логическим продолжением двух проектов, ранее представленных в музее: выставки «Зеркало жизни», где направление проиллюстрировано в работах фламандских и голландских живописцев XVII века, и выставки одного шедевра, в рамках которой была показана картина Давида Тенирса Младшего «Жатва» из собрания Государственного Эрмитажа.

Продолжая тему жизнеописания позднего Средневековья и Нового времени, новая выставка предлагает посмотреть на то, как эти мотивы нашли себя в графическом искусстве. Выставленные работы выполнены в техниках офорта, резцовой гравюры, меццо-тинто, литографии и представляют сразу несколько европейских школ: французскую, немецкую, английскую и итальянскую. Самые ранние эстампы, которые здесь можно увидеть, относятся к XVIII веку, но их сюжеты обращены к творчеству крупнейших фламандских и голландских художников XVII века: Питера Пауля Рубенса, Франса Снайдерса, Корнелиса Беги, Герарда Терборха и других.

Условно первая часть выставки обращает на себя внимание тем, что в ней основными сюжетами являются сцены из жизни селян того времени. Это офорт «На базаре» французов Пьера Антонио Мартини и Жана-Филиппа Леба, снятый с картины уже упомянутого ранее фламандца Давида Тенирса Младшего, «Танцы в харчевне» голландца Адриана ван Остаде, «Бытовая сцена» немецкого мастера резцовой гравюры Генриха Гуттенберга, сделанная по сюжету Корнелиса Питрса Беги, «Голландка с газетой» Иоганна Георга Вилле, немца по происхождению, но «француза» по образованию, и другие работы.

Бытовые детали еще в средние века начали проникать в искусство как отдельные элементы религиозной живописи. Но в отдельный жанр они оформились уже позднее, достигнув своего расцвета в XVII веке. Однако те приземленные темы, которым посвящали свои работы мастера, вызывали некое пренебрежительное отношение у ценителей искусства. Зачастую здесь была представлена праздная жизнь низших слоев общества. Поэтому и приобретались эти произведения людьми не самого высокого достатка. К XVIII столетию на лидирующих полициях Фландрию замещает французская школа и жанр аристократизируется. Очередной расцвет бытовой жанр переживает уже в XIX веке, героями графических работ становятся в равной степени как знать, так и крестьяне.

Наряду с бытовыми сюжетами на выставке представлены иллюстрации к произведениям классической литературы. Этому посвящена вторая часть выставки. Центральное место занимает работа «Смерть Ромео и Джульетты» Жана Пьера Симона. Она пополнила коллекцию знаменитой Шекспировской галереи английского книгоиздателя Олдермена Джона Бойделла, который в свое время увлекся графикой и заказал нескольким художникам иллюстрации к определенным сценам из произведений Уильяма Шекспира.

Привлекает внимание целая серия, посвященная «Фаусту» Гете. Сцены из знаменитой трагедии, образы Фауста, Мефистофеля и Маргариты созданы в технике цветной литографии французом Николя Эсташем Мореном, который был не только известным живописцем, но и занимался тиражной графикой.

Особое место отдано костюмным зарисовкам прошлого, выполненным французскими авторами в путешествиях по Европе и России. Это «Костюм чувашской женщины» Жана-Батиста Лепренса, «Священник петровской эпохи» Клода Анри Вателе, «Брод» Антуана Паскаля и другие. Примечательна серия, героинями которой стали две девушки в швейцарских костюмах. Автор серии – Жульен Валлу де Вильнеф, который увлекался не только живописью и графикой, но также был известным фотографом. Каждый из сюжетов здесь несет некий философский смысл, на что указывает выполненная карандашом подпись с неканоническим названием. Так две барышни с узелками превращаются в странниц, а бабочка в их руках – в пленницу.

Практически все представленные на экспозиции гравюры и литографии поступили в коллекцию Свердловской картинной галереи в момент ее основания 1936 году. Два произведения пришли из частных коллекций, а еще одна гравюра передана Государственным музеем изобразительного искусства им. А.С. Пушкина и стала самым поздним поступлением (1941).

В таком составе данные работы выставляются впервые. Вообще возможность увидеть графику нечасто выпадает посетителям из-за ее прихотливости. Будучи чрезвычайно восприимчивой к свету, она требует особых условий экспонирования, поэтому большую часть времени хранится в фондах. Увидеть выставку «Быт и нравы старой Европы» и теснее познакомиться с особенностями бытового жанра в европейском графическом искусстве можно будет в течение месяца, до 22 января 2017 года.

Автор: Дмитрий Савельев

Фото: Татьяна Доукша

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов