Поиск по сайту

27 Октября 2015

«Искусство для народа»: С бабушкой


Мне нравится!

В проекте «Искусство для народа» мы изучили противоречивую картину художника Петра Дика «С бабушкой». Мы, как обычно, сфотографировали работу и показывали ее прохожим. Большинство сначала увидело грусть, а потом счастье, а остальные опрошенные находили в картине самих себя. Вопросы, которые задали горожане, мы адресовали куратору выставки Петра Дика в Екатеринбургском музее изобразительных искусств Ольге Горнунг.

Выставка российского художника Петра Дика (1939 ― 2002) «На границе реального» проходит в Екатеринбургском музее изобразительных искусств — о ней мы уже писали ранее.

Татьяна Петровна:

― Мне кажется, люди на картине общаются. Возможно, девочка просит поесть. Еще, кажется, что эти двое очень одиноки. Может быть, им негде жить. Однако между девочкой и женщиной хорошие отношения. Женщина хочет помочь ребенку, но у нее нет на это ни средств, ни возможности. Им очень печально. Темные тона картины вызывают у меня негативные эмоции. У этой женщины, мне кажется, много проблем — семейные, материальные, психологические. Почему художник нарисовал картину такой печальной? Людям все-таки надо оставлять хоть малейшую возможность найти свет…

Комментарий эксперта Ольги Горнунг:

— Картина мне совсем не кажется печальной, она наполнена различными смыслами, удивительно гармонична по форме и цвету и как раз несет свет и надежду.

 

Мария, визажист, учится на юриста:

― Сначала картина мне напомнило главную героиню из рассказа Ханса Кристиана Андерсена «Девочка со спичками» — ей было холодно, одиноко, и потом она умерла. Это грустная история, а это грустная картина.

Но вглядевшись, понимаю, что тут мать и дочь или бабушка с внучкой; теперь картина кажется теплой и уютной. Даже темные цвета кажутся уютными, такими домашними, знаете, как когда свет дома приглушен, и в комнате только мама и дочка наедине — становится тепло. Женщина хочет взять девочку на ручки. Значит, между ними есть любовь и взаимопонимание.

 

Яна, художник:

— Большой силуэт не особо похож на бабушку, а скорее на какого-то громилу. Положительные эмоции от созерцания картины у меня не возникают, скорее тоска и обреченность. А люди на картине стоят как призраки. Почему бабушка похожа на огромного сильного мужчину?

Комментарий эксперта Ольги Горнунг:

— Вероятно, это воспоминания о детстве, войне, когда женщины выполняли функции мужчин. Хотя, по-моему, изображенная на картине бабушка совсем не похожа на мужчину. У каждого свое восприятие.

Яна:

— Почему не видно лиц? Это призраки, а не люди?

Комментарий эксперта Ольги Горнунг:

— На творчество Петра Дика большое влияние оказало древнерусское искусство, и прежде всего, фресковая живопись. Как известно, Феофан Грек писал своих святых как бы без лиц, подчеркивая тем самым глубочайшее погружение в себя, духовную сосредоточенность, полное отстранение от мирского, суетного мира. Изображая своих героев без лиц, художник подчеркивает вневременной, «вечный» характер происходящего.

 

Анастасия Шуватова, студент:

― Картина темная, но в ней чувствуется любовь, забота и безопасность. Возможно, художник имел в виду, что детям нужно беречь своих родителей, а родителям открывать дорожки в будущее для детей. Это серия картин?

Комментарий эксперта Ольги Горнунг:

— Это, скорее, излюбленная тема художника. У него много работ, изображающих пожилую женщину и ребенка, вероятно, этот образ пришел из его детства.

Анастасия Шуватова:

— Что испытывал художник, когда писал картины? Может быть, это его родственники?

Комментарий эксперта Ольги Горнунг:

— Думаю, так и есть. Он переживал свои личные воспоминания, облекая их в образы.

 

Настя, школьница, 11 класс:

― Контраст синего и красного вызывает тревогу. Большой человек нависает над ребенком, будто ругает его за что-то. Мне взрослый напоминает тренера по физкультуре. Он бывало ругал меня. Для ребенка очень важно мнение взрослого человека.

Думаю, автор выражал свои волнения и переживания относительно отношений в семье. Он ставит нас на место ребенка, потому что она в центре композиции. Почему у нее такой яркий красный сарафанчик? Ведь красный и черный ― цвета направленные на то, что вызвать тревогу в человеке.

Комментарий эксперта Ольги Горнунг:

— Цвет — это вопрос личного восприятия, у кого-то может быть, он вызывает и тревогу, у другого — радость. Красный цвет в этой работе несет двойную нагрузку, это, во-первых, элемент построения художественной формы, цветовой акцент. Во-вторых, он имеет символическое значение.

Красный цвет в мировой культуре, пожалуй, самый любимый и имеет очень многообразную символику. Это цвет торжественности и величия. На Руси красный был синонимом красивого, доброго. Красный — это цвет жизни, тепла, радости. Красный цвет был главным и любимым и в русском искусстве — иконописи, декоративно прикладном творчестве.

 

Максим, продавец фототоварами, фотограф:

― Сразу видно, что это женщина с ребенком. Скорее всего — бабушка, так как обычно они растят детей, пока мама с папой на работе. На картине бабушка что-то объясняет или разговаривает с девочкой.

Лично у меня эта работа не вызывает сильных эмоций, но, отмечу, что технически она исполнена крайне интересна, особенно — цветовые переходы.

О депрессивности картины говорит отсутствие четких граней — они размыты. И надежды в картине нет, впрочем, ничего плохого тоже нет. Этакая спокойная грусть.

Автору я бы никакой вопрос не стал задавать, потому что он уже все сказал — нарисовал картину и выразил тем самым свои эмоции. Искусство передает какое-то настроение, а вопросы только развеют всю магию.

 

Яна, флорист:

— Эта картина про внутренний мир человека. У меня она вызывает противоречивые чувства, неприятные эмоции — это из-за сочетания контрастных темных цветов. С одной стороны, мне кажется, — ребенок просит у взрослого помощи; с другой — такое чувство, что у них не очень хорошие отношения. Это безмолвная тревога. Взрослый то ли не может, то ли не хочет помочь ребенку, поэтому все такое мрачное. А ведь бабушка — свет, тепло, любовь. Может быть, у них какое-то горе произошло? Что случилось на этой картине?

Комментарий эксперта Ольги Горнунг:

— В жизни могут быть и горести, и радости. Бабушка уже почти прожила свою жизнь, и знает о том, что может ждать внучку, хочет уберечь ее, но она бессильна перед судьбой, которая у каждого своя.

 

Беседовали: Дарья Мичурина, Эдуард Крылов

Фото: Эдуард Крылов

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов