Поиск по сайту

01 Июля 2015

«ИСКУССТВО ДЛЯ НАРОДА»: Исследование перспективы


Мне нравится!

На этот раз в рамках проекта «Искусство для народа» мы попытались осмыслить работу Виктора Вазарели «Исследование перспективы» (1935 год). Коллекция произведений этого художника-абстракциониста сейчас выставлена в Музее архитектуры и дизайна (ул, Горького, 4а). Как обычно, вышли с фотоизображением произведения в люди, собрали их мнения и вопросы и переадресовали их искусствоведу и куратору выставки Ольге Колбиной.

Напомним, что Виктор Вазарели (1906 –1997) – один из величайших графиков, живописцев и дизайнеров XX века,  автор монументальных цветопластических композиций, лидер оптического искусства — оп-арта. Еще больше о нем можно узнать, прочитав нашу статью о выставке «Оптическое пространство Виктора Вазарели».

Ольга Колбина:

— Стоит отметить, что у абстракции всегда есть свобода к интерпретации и названия, которые носят такие произведения, совершенно условны. Вазарели считал так же.

Илья, бариста:

— Возможно, картина говорит, что жизнь — это движение. Когда смотрю на нее, возникают странные ощущения. Пространство, изображенное на ней,  цвета вызывают во мне некоторое отторжение. Может быть, потому что здесь нет сюжета, нет образов…

Ольга Колбина:

 — Сюжета как такого у картин Вазарели нет.  Хотя «Исследование перспективы» — это объект фигуративного искусства, еще не абстрактного, к которому пришел Вазарели позже, и в нем есть образы, которые можно прочитать. Однако эта работа больше о поиске формы, она представляет собой исследование оптических иллюзий. Виктор Вазарели не работал с социальной тематикой и не пытался описать тяжелую судьбу крестьян или воспроизвести какой-то исторический сюжет.

Алексей Колчин, фотограф:

— Думаю, художник хотел показать именно геометрию пространства. Она какая-то слишком правильная. Не то, чтобы это плохо — кому как. Но я бы не стал на нее смотреть столько, сколько вы мне предлагаете.

Ольга Колбина:

— Виктор Вазарели всю свою жизнь искал оптические иллюзии и показывал их в своих работах. Он пытался сократить и упростить визуальные средства, одновременно геометрически структурируя композицию, дабы удивить зрителя оптическими иллюзиями, которых он достигал контрастом цветов. Для этого он разработал целую цветовую систему.

Художник систематизировал визуальный язык, создав алфавит, который смог бы передать информацию  любому человеку, независимо от культурного уровня — преодолеть  субъективность и активизировать чистое восприятие. Он хотел, чтобы люди, созерцая его работы, получали самые простые эмоции, такие же, как мы получаем, наблюдая за закатом солнца, за природой. Вазарели создавал искусство ради искусства.

Сергей, сотрудник фонда «Культурный транзит»:

— Я – далекий от искусства человек. Мне кажется, на картине изображены три человека, падающие в печную трубу. Мне не особо нравится, не вызывает никаких чувств. На мой взгляд, эта работа больше относится к  дизайну, нежели к изобразительному искусству.

Ольга Колбина:

— Безусловно, Виктор  Вазарели считал себя дизайнером и говорил, что он вовсе не художник. С его стороны было лукавством не признавать свои заслуги. На хлеб же он зарабатывал, в основном, именно дизайном, в частности,  полиграфическим.

Вера Александровна, заведующая библиотекой:

— Вижу три мужских фигуры. Они передвигаются по тоннелю, отдаленно напоминающему пешеходный переход. Знаете, художники – такие сложные натуры, что не всегда можно понять, что они имели в виду.  Я не люблю такое искусство, оно, выражаясь языком современной молодежи, меня не вштыривает. Может, чтобы осмыслить его, нужен третий глаз? Но я тоже попыток понять не оставляю: хожу на разные выставки, размышляю над увиденным. Меня давно интересует  вопрос, что можно назвать настоящим произведением искусства, а что отнести к категории «Дурят нашего брата»?

Ольга Колбина:

— Виктор Вазарели был одним из выдающихся художников второй половины XX века. Его работы – это произведения искусства. Он провозглашал «демократизацию» искусства путем тиражирования предметов творчества, уничтожения понятия уникальности произведения и идеи элитарности владения им. Вазарели считал, что художник может стать двигателем общественного прогресса, а потому всегда стремился к интеграции искусства в повседневность, считая, что оно способно настроить людей̆ на «единое звучание искусства и мира».

Он развивал пластический̆ язык цвета и форм. Это искусство получило название «оп-арт». Также сейчас систему цветов Вазарели изучают в теории дизайна и в оптической физике.

Юлия, выпускница вуза:

— Мужчины в каком-то лабиринте или тоннеле... Это пугающая картина. Мрачная. Люди словно в будущее идут, но они как роботы, их движения механические, не живые. Почему именно три фигуры на картине?

Ольга Колбина:

– Фигуры на самом деле не три, а лишь одна — это называется симультанность — одновременное явление. В то время, когда Вазарели создавал работу, в искусстве существовала такая тенденция. Например, в  картине Анри Матисса «Танец» тоже использован прием симультанности. Зрителям кажется, что изображен хоровод из нескольких людей, на самом деле это один и тот же человек в разные эмоциональные моменты танца. У Вазарели фигуры расположены на разном расстоянии от зрителя, чтобы создать иллюзию глубины и подчеркнуть перспективу.

Александра, певица и путешественница:

— Это бегущие роботы или люди будущего, словно в фантастических фильмах. Обычно их изображают так.  Я чувствую, что далека от того, что происходит на картине. Там очередная беготня в поисках чего-то. Мы же все в жизни бежим — за деньгами, за славой, за чем угодно. Мне не нравится такая жизнь. И бегут они от света, а не к свету. 

У куратора выставки я ничего не стала бы спрашивать, я бы у Бога что-нибудь спросила…

Беседовали: Эдуард Крылов, Алла Карфидова

Фото: Эдуард Крылов

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры