Поиск по сайту

16 Ноября 2016

Внутренняя свобода Миши Брусиловского


Мне нравится!

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка работ всемирно известного уральского живописца.

Никогда еще мы не видели в музее такого аншлага – разве что в Третьяковке на Серове прошлой осенью. Тут, к счастью, обошлось без неприятных инцидентов: несмотря на столпотворение, все вели себя мирно и тихо. Повод обязывал: третьего ноября Миша Шаевич Брусиловский ушел из жизни. Ему было 85 лет.

Открывшаяся выставка – посмертный вернисаж из 57 работ легендарного художника. Изначально такого статуса у экспозиции не было: готовилась она еще при участии Миши Шаевича.

Начинается выставка с монументальной картины «1918-й год», занявшей всю стену. Написана она была в 1962 году совместно с Геннадием Мосиным, она не похожа на другие работы Брусиловского, но именно с нее по-настоящему начался путь творца. Ее выставляли на крупнейших московских выставках, побывала она на Венецианском биеннале в 1966 году, стала частью официальной ленинианы и принесла художнику всесоюзную славу – при этом, из-за нее чиновники Мишу Шаевича внесли во всевозможные черные списки. После этого он потерял официальную работу и стал свободным художником, каким и оставался до последних дней.

Помимо этой картины, представленные на выставке работы хранились в личной коллекции художника. В них прослеживаются основные мотивы его творчества. «Тайная вечеря», «Бегство в Египет», «Суд Соломона», «Поцелуй Иуды», «Благовещенье», «Несение креста» – многочисленные интерпретации библейских и мифологических сюжетов. Одна из центральных работ экспозиции – портрет Николая II, вокруг которого словно сгущается пространство. Эта картина вступает в своеобразный диалог с полотном «1918».

Отдельная часть выставки – «Татьяниана», интимная коллекция работ, вдохновленных женой автора Татьяной Брусиловской. Портреты, изумительные портреты, выполненные в самых разных техниках. «Таня», «Портрет Татьяны», «Портрет жены», «Танечке с любовью от Миши»… Именно Татьяна выступала прообразом почти всех женских персонажей в картинах мужа.

На открытии звучали теплые слова и музыка. Хор мальчиков из Детской филармонии исполнял произведения Свиридова, а известные горожане вспоминали художника и делились планами. Так, например, Евгений Ройзман заявил о намерении построить музей Миши Брусиловского – для этого уже есть площадка в центре города. Впрочем, главные слова произнес лучший друг художника и нередкий герой его картин – Виталий Волович.

«Все в этом мире относительно, – начал он. – Первая правда: Миши Брусиловского на этой выставке нет. Вторая правда: Миша Брусиловский на этой выставке есть, он в каждой из его картин. На мой взгляд, вторая правда намного правдивее. Миша Шаевич приехал сюда почти 60 лет назад. Он привез уникальное свойство, дефицитное во все времена, невероятное, почти что диковинное – абсолютное чувство внутренней свободы. Выйдя за пределы официального искусства, он создал свое собственное –  искусство удивительное, сюжетное, пластическое, наполненное огромным количеством персонажей и событий. За 60 лет им было написано огромное количество первоклассных работ, которые разошлись по российским собраниям и мировым музеям. И если мы хотим создать музей Миши Брусиловского, то нам нужно сделать это уже сейчас. Потому что если мы будем медлить, это приведет к тому, что работы разойдутся по всему миру».

Выставка «Миша Брусиловский. Живопись» проработает до 11 декабря. Вход на нее и другие экспозиции Екатеринбургского музея изобразительных искусств – свободный благодаря юбилейной акции Сбербанка, празднующего свое 175-летие.

Автор: Дмитрий Ханчин

Фото: Гоша Сапожников

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов