Поиск по сайту

17 Октября 2016

Мир малых, но значимых величин


Мне нравится!

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств 14 октября открылась выставка одного шедевра из собрания Государственного Эрмитажа – картины Давида Тенирса Младшего «Жатва». И уже с 15 октября в музее начались Дни Эрмитажа: лекции, мастер-классы по истории искусства, мозаике, реставрации, околомузейного дела.

Это событие – цепочка тесной связи нашего города с великим музеем и начало просветительской работы в рамках центра «Эрмитаж-Урал». Надо сказать, что в этот же день состоялось заседание технического совета по работе над реализацией проекта «Эрмитаж-Урал».

Открывал выставку, как выразился Глава Екатеринбурга Евгений Ройзман, «питерский культурный десант»: руководитель отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Сергей Олегович Андросов и Наталья Павловна Бабина, старший научный сотрудник Эрмитажа, хранитель фламандской живописи XVII века, кандидат искусствоведения.

Сотрудники Эрмитажа рассказали, что выбор остановился именно на этой картине потому, что она расширяет наше представление о фламандской живописи: мы думаем, что этот пласт представлен только Рубенсом с его мощными фигурами и мифологическими сюжетами, но это не так. Были и другие имена, другие ценности. Как назвал их Сергей Олегович Андросов, художники с «миром малых, но бесконечно значимых величин». Эти творцы подробно и скрупулезно выписывали все детали. Давид Тенирс младший продолжал традицию – его картины как раз драгоценны подробностями.

Для выставки в Музее искусств выбрано произведение «Жатва», поскольку выполнено оно в смешанном жанре, что было характерно для зрелого периода творчества художника. Это и пейзаж, и жанровая картина. Есть в ней и мораль: праздность осуждается, труд вознаграждается. Работа поступила в музей в 1914 году из собрания известного русского ученого-географа и путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского, который посвятил свою жизнь тому, чтобы пополнять достояние Эрмитажа своими силами.

Экспозиция представлена не только картиной, есть еще репродукции других, хранящихся в Эрмитаже произведений с аннотациями, по которым можно проследить становление Тенирса как художника.

Выставке одного шедевра посвящена качественная образовательная программа, посмотреть ее можно в разделе «Афиша».

В субботу, 15 октября, в музее прошла лекция Натальи Павловны Бабиной, посвященная всей коллекции этого художника в Эрмитаже, по которой можно проследить развитие его творческого пути.

Уникальное собрание этого автора в Эрмитаже – лучшее в мире. Александр Бенуа сравнивал Тенирса с Рубенсом, но «Рубенс и его последователи справляются на своих картинах с темнотой, а Тенирс работает со светом и светлой палитрой».

На лекции мы узнали, что Тенирса считают мастером сцен быта крестьян, простых людей – известны его картины «Крестьяне, играющие в кости», «Крестьянская свадьба», «Кухня», «Пастушка» и т.д. Но бытописатель он только на первый взгляд – чаще всего в его картинах есть и натюрморт, и жанровая сценка, и портрет, и аллегория, и пейзаж.

Тенирсу интересна жизнь простых людей, причем он смотрит на все в ней происходящее позитивно – в картинах нет агрессии. Многие сцены происходят на природе, сюжетами для живописных размышлений являются крестьянская работа, праздники. Если рассматривать картину «Крестьянская свадьба», то в ней видна режиссура художника, можно увидеть, какое отношение у каждого из героев к своим соседям, выделить семьи, парочки…

На живопись Давида Тенирса повлияло творчество Адриана Браувера, Антониса Ван Дейка, а в особенности – Брейгелей младшего и старшего. Дело в том, что он был женат на дочери и внучке Брейгелей, и ее приданное составляли рисунки и картины ее отца и деда. Но Тенирс брал от своих учителей лучшее и выдавал свое художественное видение.

Из интересных деталей: на многих его картинах есть рисунок мужской головы, то он прикреплен гвоздем к стене, то лежит на столе, – это его своеобразная визитная карточка, бестелесное присутствие художника на своей картине. Почти в каждой картине есть аллегория: то зашифрованы четыре стихии (огонь, вода, земля, воздух), то эзоповым языком нам показаны, как одни люди возносятся над другими, то зашифрованы какие-то пословицы.

На картине «Жнецы» мы видим два мира: мир естественный, светлый мир труда, уборку урожая, дар за труды, выполненный в золотистых тонах, и мир теневой, карикатурный, уродливый – праздное проведение жизни в пьянстве и других пороках. Два мира отделены темной полосой. Над миром труда светит радуга, а шпиль церкви очищает небо от серости. Это зашифрованный божественный завет после Всемирного потопа: «Я полагаю радугу как знамение между небом, богом и землей, человеком». В бытовой, на первый взгляд, картине скрыты глубокие смыслы.

Подтекст – религиозный, мировоззренческий – есть во всех картинах Давида Тенирса Младшего, кажущихся реалистичными. Художник видел дальше предложенной формы, содержание его картин всегда больше, чем то, что мы видим физически.

Казалось бы, выставлена всего одна картина Тенирса «Жатва», но вместе с образовательным проектом мы получаем полное представление о мировоззрении и быте людей времени, в котором он жил, можем проследить путь художника, его становление.

Автор: Анастасия Мошкина

Фото: Анна Печняк

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов