Поиск по сайту

10 Августа 2016

Почти детективная история о Мадонне, младенце и кольце


Мне нравится!

В рамках выставки «В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительных искусств», открывшейся в начале апреля, проходят образовательные занятия «Вторник с Эрмитажем». Это и экскурсии, и обсуждения, и лекции. В этот раз мы побывали на интереснейшей лекции, посвященной картине «Мадонна с младенцем».

Казалось бы, о чем можно рассуждать в жаркий летний вечер в рамках темы, посвященной одной-единственной картине? Тем не менее, двадцать человек собрались в музее, чтобы послушать лекцию Ольги Анатольевны Горнунг, заведующей отделом отечественного и зарубежного искусства ЕМИИ, о картине «Мадонна с младенцем» флорентийской школы XIV века.

Судьба этой картины напрямую отражает судьбу мирового искусства, историю Италии, историю России начала и середины XX века, и, конечно же, судьбы людей, связанных с ней: художника, коллекционеров, того, кто был ее хозяином, в чьих руках она оказывалась за эти шесть столетий.

Ольга Анатольевна начала свой рассказ с той информации, что была известна об этой картине до ее исследования: тип – Богородица-смирение (т.е. противопоставляется Мадонне на троне – сидит на низкой подушке, нет прислуживающих ангелов, но обнимает неизмеримое сокровище человечества – божественного младенца, этот тип Мадонны заказывался для изображения нищенствующими католическими орденами, проповедующими отказ от роскоши во имя вечной жизни); в ЕМИИ поступила в 1949 году из Эрмитажа в качестве дара за спасение коллекции в годы войны; в Эрмитаж попала в 1937 году с Ленинградской таможни, где была изъята при попытке вывезти ее за границу. Больше об этой картине ничего не было известно. Еще в феврале в рамках презентации выставки вся эта информация была представлена читателям и зрителям в рубрике «Дар Эрмитажа» на нашем сайте. Ни автора, ни времени создания, ни истории, ни из чьей она коллекции, как попала в Россию, кто ее вывозил, в чьих руках была до революции – это одна из самых загадочных картин в коллекции, переданной из Эрмитажа.

Но уже ко времени душного летнего вторника, 9 августа 2016 года, некоторые тайны этой картины были разгаданы. Деятельность научного сотрудника музея или искусствоведа по атрибуции картин в российских музеях чаще похожа на труд детектива: это и работа с архивом, и с рулеткой, и лупой, и с химическими анализами, и аналитическое погружение. Приходится перелопачивать кучу информации в интернете, заказывать книги и научные статьи за рубежом, много общаться со своими коллегами по всему миру. «Для атрибуции картин надо много смотреть, видеть, ездить по другим музеям и смотреть в живую, чтобы видеть тончайшие детали, и еще больше сопоставлять и анализировать», – представила технологию своей работы Ольга Анатольевна.

Итак, какие тайны приоткрыты. Были установлены время и место создания картины «Мадонна с младенцем» – флорентийская школа, XIV век, мастерская семьи ди Чьоне. Тщательное изучение манеры и техники письма открыло то, что художник был явным последователем флорентийского мастера Джотто ди Бондоне (ок. 1267 – 1337): мировоззрение людей менялось на рубеже XIII – XIV веков, художники начали по-новому осознавать и воспроизводить мир, византийская школа изображения ликов (это свойственно и русской иконописи, что является еще одним доказательством, что у нас у всех много общего) уходит – лица святых становятся более человечными, сюжеты земными, появляются объем и перспектива. Но общество как всегда оказывается не готово к прогрессу. В Европе свирепствует чума, и люди начинают думать, что что-то не так, надо вернуться к прошлому и законсервироваться в этом состоянии. В такой ситуации и создается картина, которую мы исследуем.

Сопоставляя манеру письма, технику, искусствоведы приходят к мнению, что картина вышла из-под пера одного из художников семьи ди Чьоне, жившей во Флоренции в начале XIV века. Незадолго до открытия выставки «В память о прошлом на будущее» из Будапешта на запрос музейных сотрудников ЕМИИ приходит ответ, что у них есть похожая картина «Мадонна с младенцем», принадлежащая кисти Мариотто ди Нардо, сына Нардо ди Чьоне. Так как картины были практически идентичны, то и на табличке «Мадонны с младенцем» в нашем музее теперь значится имя автора – Мариотто ди Нардо. Единственное, что отличает эти произведения, – деталь в сюжете: на картине, находящейся у нас, святой младенец надевает Марии кольцо на палец. На сегодняшний момент сюжет является уникальным для живописи. Ольга Горнунг нашла исследование зарубежного ученого, посвященного статуям, где младенец надевает кольцо на палец Мадонне: в мире насчитывается шесть подобных произведений, все они отражают фрагмент Песни Песней, пересказанный в библии для бедных того времени – «Зерцало».

Нам, людям современным, не совсем понятна мифология этого сюжета, но у людей того времени было другое мировоззрение, и им было все ясно: на всех картинах позднего Средневековья и раннего Возрождения, где младенец держит Мадонну за руку или край одежды, а тем более надевает ей на палец кольцо, зашифрована идея мистического брака Марии, олицетворяющей Церковь и душу человека, с Богом-отцом через Бога-сына.

Вот такое детективное искусствоведческое расследование было представлено Ольгой Анатольевной. У картины есть теперь автор и время создания. Остается выяснить судьбу картины от написания до момента ареста Ленинградской таможней – шесть столетий разделяют эти события. Кстати, почему трудно устанавливать историю существования картин в России, можно узнать из нашего репортажа с научной музейной конференции, проходившей в Екатеринбурге накануне открытия выставки даров Эрмитажа.

Такое исследование каждого произведения показывает, как велико наследие, которое хранится в мировых музеях. Картины – не вещи, это сгустки того времени, в котором они создавались: работа души художника выплескивает на холст его бессознательное, отражающее ситуацию, происходящую в ту эпоху. Судьбы картин хранят в себе судьбы людей: мы сейчас не можем сразу узнать, в чьих руках была работа до революции, потому что в стране случился хаос, и все старое было отринуто в один миг. Может, тщательное исследование и изучение наследия, атрибуция картин, лекции на эту тему помогли бы понять нас самих и, возможно, избежать каких-то ошибок…

Автор: Анастасия Мошкина

Фото: Татьяна Доукша

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов