Поиск по сайту

24 Июня 2016

Ядреное молодое искусство


Мне нравится!

С 24 июня по 23 июля в стрит-арт галерее «Свитер» будет экспонироваться проект «Уровень ядра», подготовленный студентами Екатеринбургской академии современного искусства в рамках спецпроектов V Московской международной биеннале молодого искусства. Мы побывали на предоткрытии выставки и готовы поделиться своими впечатлениями.

Во вступительном слове представители организаторов проекта – первый заместитель начальника Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Елена Евгеньевна Трофимова и ректор Екатеринбургской академии современного искусства Инна Анатольевна Ахьямова были единодушны, говоря, как важно и ценно давать молодым творцам возможность быть услышанными и увиденными. Они отметили вечную актуальность и ценность тех тем, что оказались в фокусе внимания студентов ЕАСИ. Стоит отметить, что представленные в галерее «Свитер» шесть студенческих работ под названием «Уровень ядра» стали единственным реализованным в Екатеринбурге специальным проектом V Московской международной биеннале молодого искусства, основная программа которой начнется 1 июля. Сам по себе этот факт уже говорит об уровне креативности молодых студентов, чьи творческие экзерсисы вошли в пул проектов биеннале и представлены в официальном каталоге глобального форума.

Утвержденную тему биеннале — «Глубоко внутри» — екатеринбургские студенты-«визуальщики» обдумывали с января этого года и в итоге интерпретировали ее по-своему: они сосредоточили внимание на человеке, на том, что творится в глубине его личности, попытались поразмышлять, что составляет ее нутро, есть ли вообще внутриличностное ядро как таковое. Место экспонирования – в прямом смысле заглубленные пространства «Свитера» — очень удачно сыграло на общую идею.

Первый объект на выставке, с которого начинается соприкосновение с современным, молодым искусством Екатеринбурга — «I — Химия» Юлии Степановских. Как сложен человек с точки зрения устройства организма, многие из нас знают еще с уроков анатомии в школе. Но если там в фокусе нашего и учительского внимания были сложности физиологического порядка, то здесь автор предлагает зрителям свою метафорическую визуализацию сложности человеческого организма в контексте его ментальности. Человек как субъект, сотканный из многочисленных нитей (генетические, социальные, культурные, информационные), представлен здесь в виде перечня колбочек, трубочек, пробирок, соединенных сетью всамделишных ниток, тесемок и даже цепью. Взаимосвязи внутренние и внешние, связанность человека по рукам и ногам — все это  находит отражение в элементах инсталляции. Можно и нужно тщательно и детально рассматривать каждый неслучайный элемент в этих сообщающихся сосудах, дабы понять, к чему они здесь и что означают. Например, кактус и металлические игловатые кнопки, казалось бы, легко можно было бы «породнить» при помощи ассоциативного мышления, но в данном «наборе юного алхимика» они несут в себе совершенно разный символизм.

К слову о роли генетических нитей в реализации человеком своего личностного потенциала: материал для своего арт-объекта Юля позаимствовала преимущественно у мамы-химика.

Работы Константина Родионова активно педалируют именно социальную обусловленность природы человека. Автор делает попытку продемонстрировать, насколько разной по характеру может быть зависимость от общества, его мнения и какую цену несет в себе зачастую эта чрезмерная социальная «спаянность».  Так, двухчастная инсталляция «Квадро. Фальшь» отсылает зрителя к «картине», идеальной зачастую картинке из «Инстаграма». Именно «рафинированный» кадр, сплошь без изъяна, ставится современным человеком все чаще во главу угла при желании поделиться чем-то с миром и непременно этому миру понравиться. Казаться, а не быть лучше, краше, успешнее — вот что определяет природу человека с давнишних времен в желании быть угодным обществу. Для того мы и стремимся создать  образцово-показательную модель и себя, и своей жизни всего лишь посредством нехитрых манипуляций с техникой.  Но автор решает обличить фальшь, демонстрируя посредством манипуляций с кинескопом не только приглядную квадратуру фотографии, но и то, что обычно остается за кадром:  бытовой мусор, отбросы на столе — аллегорические образы всех тех недостатков, пороков, изъянов, что обыватель всячески старается скрыть от лишних глаз. «Шито белыми нитками» — идиома, иллюстрирующая очевидную всем и каждому искусственность, поддельность в случае с фотоартефактами из «Инстаграма», не работает, поэтому автор «шьет дело красными нитками» (один из элементов инсталляции), дабы дать людям некую подсказку: даже нечто неочевидное может быть ложным.   

На презентации Константин лично представил и вторую свою работу – перформанс «Слишком много друзей», который должен был дать ответ на вопрос: а всегда ли хорошо, когда у человека много, очень  много виртуальных друзей? Для кого-то это показатель популярности — автор же видит в этом прямую угрозу неподконтрольного вмешательства в личное пространство. Перформанс состоялся, благо желающих пройти сквозь радостную, неугомонную толпу людей, явив тем самым пример прямого контакта с неконтролируемым наплывом виртуальных друзей, хватало. Многие из опрошенных нами испытуемых были единодушны: несмотря на позитив и радушие «друзей», от обилия тактильных и голосовых ощущений было не по себе, хотелось скорее вырваться из живой очереди. Впоследствии на выставке будет демонстрироваться видеодокументация проведенного эксперимента.

Диптих еще одной участницы выставки Екатерины Андрейчук «Выхода нет – выход есть» посредством закольцованных видеофрагментов ставит цель показать, что, несмотря на кажущуюся беспросветность, безвыходность какой-либо жизненной ситуации, человек может рано или поздно найти из нее выход к свету. В буквальном смысле это доказывает «спаренный» видеоряд, где в одном случае бег по замкнутому кругу лестниц незыблем, а в другом – прерывается, даря человеку свободу.

Работа Юлии Колбиной «Темно, тепло и тихо» представляет собой попытку не просто исследовать ощущения человека во внешне полной изолированности от окружающего мира (вне зрительного, аудиального, тактильного контактов), но и «включить» зрителя в этот процесс исследования. Лайт-версия такой формы авангардного современного искусства как энвайронмент, когда  зритель вовлекается в арт-пространство, сливается на время с арт-объектом, лежит в основе ее «секретной комнаты». Эффектно переливающийся огнями вход в нее, казалось бы, сулит внутри некий визуальный и звуковой взрыв, сродни дискотечному, но в итоге оказывается, что «начинка» выступает некой антитезой «обертке». Пространство изнутри не просто камерно и аскетично — оно, по задумке автора, должно источать флюиды абстрагированности от всего внешнего (в помощь повязка на глаза и наушники), предоставляя жителю мегаполиса уникальный шанс прислушаться к себе, к своему внутреннему голосу, избегнуть на время всяческих информационных потоков извне. Увы, но, к сожалению для автора, реализовать эту возможность от и до все же не получилось из-за недостаточной изолированности  комнаты-выгородки. Правда, есть надежда, что в отсутствие большого количества людей в выставочном пространстве этого эффекта отрешенности кое-кому все же удастся достигнуть. А вот будут ли они довольны – вопрос, ведь, как показывает практика, в подобном абсолютном вакууме человек не может находиться более 40 минут: психика не справляется.  

 

Инсталляция Натальи Яшанькиной «Сердце матери» в своем роде подытоживает экспозицию, обращая внимание зрителей на размышления человека о себе в более глобальном, вселенском масштабе. Кто есть человек по отношению к планете Земля — ее ребенок, «роднулька», вскормленный и взращенный с любовью, или паразит на ее условном теле? Что есть Земля —  живая, чувствующая, мыслящая «мать» или бесчувственная глыба вещества в холодном космосе? Этими вопросами, как призналась сама автор, она задавалась очень и очень давно, с детства, а визуализировать это посредством современного искусства вышло сейчас. Ее аллюзия на нашу планету в виде квадратного аквариума, внутри которого «бьется» сердце в виде красной соляной лампы, а снаружи норовит дать себя потрогать самая настоящая трава, не только визуально, но и аудиально притягивает внимание зрителя как магнит. Сила притяжения срабатывает на ура.

В целом все работы молодых авторов действительно выдались ядреными, по-настоящему интересными и глубокими: их хочется изучать, разглядывать их «внутренности», вникать в суть, размышляя и сравнивая свои наблюдения, выводы с зкспликациями на стенах. Если каждый человек по ходу знакомства с выставкой задастся хотя бы парочкой вопросов, касающихся себя, природы своего «я», объективности окружающей реальности, то, уверены ребята-студенты, они достигнут нужного эффекта. Начальный уровень в поисках ядра пройден — дальше только интереснее.

Автор: Светлана Кузнецова

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры