Поиск по сайту

24 Мая 2016

Чудеса случаются в Ночь музеев


Мне нравится!

В ночь с 21 на 22 мая прошла самая долгожданная и мистическая ночь месяца – Ночь музеев. Музеи, картинные галереи, концертные площадки и организации в десятый раз открыли свои двери для жителей и гостей Екатеринбурга. В эту теплую майскую ночь люди не побоялись посетить самые потаенные места города и окунуться в атмосферу чудес, о которых прежде не могли помыслить. И мы влились в этот праздничный поток и решили рассказать вам о волшебных открытиях, которые для себя совершили.

Да Винчи можешь ты не быть… Чтобы нарисовать Мону Лизу, возвращаться в XVI век необязательно, доказали в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Внести свой штрих на полотно коллективного живописного шедевра предлагали всем, кто проходил мимо мольберта. Кто-то брал кисть смело, кто-то менее уверенно — но, наверное, каждый, кто проводил ею по чуть шероховатой поверхности, на мгновение почувствовал себя художником эпохи Возрождения.

 

Прогуливаясь по улице Ленина, встретить подружку с букетом из роз и ромашек, и в ответ на вопрос «Откуда у тебя такие прекрасные цветы?» услышать: «Я несла их тебе!». И весь оставшийся маршрут прижимать к себе хрупкий букетик, вдыхая сладковатый запах.

 

А потом пойти в Ботанический сад и еще долго-долго любоваться редкими растениями. И вдруг понять, что сильные мужчины не так уж равнодушны к цветам.

Скромно усесться в уголке одной из прекрасных гостиных Дома актера, с наслаждением впиться зубами в только что купленный кусок пирога – и едва не подавиться им, услышав от экскурсовода: «А вот на вашем месте, может быть, сидел сам Колчак». Отправившись на программу «Тайны старинного паркета», получить приглашение на регтайм от высокого джентльмена, закружиться в танце, меняя партнеров – а под конец музыки лицом к лицу столкнуться с хорошим другом, которого не видел вот уже лет сто.

 

 

Подняться на сцену Свердловской филармонии и услышать звучание органа так, как будто ты сам на мгновение сам стал органистом.

 

После долгой прогулки присесть на ступеньки напротив Музея ИЗО, разуться и потопать босой ногой в такт рок-фестивалю «Rock-Museum».

 

Пройтись по закуткам Свердловской киностудии, зайти в костюмерную, поразглядывать русские сарафаны, китайские халаты и военную форму, послушать про хитрости работы костюмеров… и почувствовать себя настоящим богатырем, примерив двадцатикилограммовую кольчугу.

 

Музей архитектуры и дизайна удостоил внимания духовный «интерьер» столицы Урала. Здесь нас ждали реликты рока, скульптуры, картины и рукоделие, объединенные одним полифоничным словом «Чукоккала».

 

Своими глазами увидеть кинорежиссера Александра Миндадзе, послушать его рассуждения о времени и человеке в эпохе и пуститься по волнам воспоминаний смогли те, кто прошел с кинорежиссером по экспозиции Музея первого президента России Б. Н. Ельцина.

 

Вы четко знаете, кого в этой жизни можно назвать врагом? А как насчет того, чтобы пройти десяток метров мимо множества винтовок, нацеленных на вас? А в конце пути прочитать фразу: «Ничто из ранее услышанного Вами не является реальностью»? Художники из галереи «Свитер» очень тонко и доходчиво продемонстрировали, как глупа агрессия.

Где еще, как не в редакциях литературных журналов, можно почувствовать грань между старым советским и новым российским? В редакции журнала «Урал» показали фильмы о бедных, но талантливых людях, не прочувствовавших периода смены ценностей. Контраст им составляли реквизит и backstage кинокартин «Страна Оз» и «Золото», которые были рассчитаны на массового зрителя и нашли его.

 

На площадке кинотеатра «Дом Кино» состоялся кастинг с психологом и модератором «Психологического киноклуба» Владимиром Танаевым. Ведущий помог посетителям определить их психотип и показал, к каким известным актерам они психологически ближе. Сразу после кастинга участники готовы были появиться на съемочной площадке, чтобы исполнить  Луи де Фюнеса, Ринату Литвинову и других известных артистов.

 

За дверями Уральского областного краеведческого музея гостей ждал знаменитый Шигирский идол. Его длина 390 сантиметров, ему примерно  11 тысяч лет, и он является самым крупным и древним деревянным памятником человечества на данный момент.  Идол был обнаружен в 1890 году на золотых приисках вблизи города Кировграда, и первоначально его длина составляла 530 сантиметров, но по неизвестным причинам нижняя половина туловища длиной 195 сантиметров таинственно исчезла. Оставшаяся часть изрезана ритуальными орнаментами.

 

Музей «Об этом» развенчал миф о том, что в «СССР секса нет». Здесь можно было проследить эволюцию от праведно обнаженной груди Нонны Мордюковой в фильме «Комиссар» до бесстыдно оголенной Ольги Кабо в «Комедии о Лисистрате». Увидеть отрывки из любимых кинолент, попутно разглядывая причудливые экспонаты музея под грифом «18+», и, наконец, отправиться в эротическое путешествие по самым «сокровенным» местам Екатеринбурга в нескучной компании Алексея Кона. Эта «Ночь музеев» была действительно жаркой!

 

В Культурном центре «Новый Акрополь» мы попробовали загадочный мир символов на вкус и запах, почувствовали через прикосновение и пытались представить в воображении. Обязательное условие – закрытые глаза! Пройти через лабиринт, увидеть звездное небо, не открывая глаз, раскопать древние сокровища – на что способен ты в инклюзивном пространстве творчества?

 

Любите ли вы творчество Высоцкого так, как его любят сотни горожан? В Музее Высоцкого мы прочитали отрывок из любимого стихотворения на камеру с суфлером, хлопушкой и в окружении зрителей. А вам слабо? Для стеснительных есть шанс впасть в детство и разрисовать гитару. Если вы и рисовать не умеете – посмотрите, как творят другие! Уникальные авторские куклы  Елены Подкорытовой  завораживают яркими костюмами и точностью исполнения деталей.

 

Что объединяет скульптуру, кинематограф, музыку и анимацию? Конечно же, Талант! Различные грани искусства засверкают по-новому через призму кинообъектива. В каждом зале Художественного музея Эрнста Неизвестного – мудрые афоризмы и изречения на все случаи жизни.


В Доме музыки мы насладились квартетом «Смерть и дева» Шуберта в исполнении камерного оркестра В-А-С-Н и прикоснулись к потусторонней реальности на выставке  известного художника-сюрреалиста Льва Карнаухова: яркие сюжетные образы, инопланетные пейзажи и мифологические сюжеты. А какой здесь состоялся перформанс по росписи пианино от искусствоведа и художника Федора Буравлева! 


Комплект дробеструйщика очень смахивает на костюм из фильма «Звездные войны». А меж тем дробеструйщик на заводе «Уралхимммаш» занимается вполне мирными вещами – в специальной камере очищает дробью поверхность металла до блеска. Дышать в этой камере нечем, и поэтому представители этой героической профессии дышат с помощью специального устройства. Об этом нам рассказал котельщик 4 разряда Сергей Яшков. Кроме того, в огромном цехе предприятия в «Ночь музеев» записывала клип екатеринбургская группа Who cares about – в заводских стенах их metal звучал очень убедительно.

 

Аэропорт «Кольцово» впервые стал площадкой проекта, и выставленная им на обозрение общественности техника вызвала недюжинный интерес посетителей. Они, к примеру, могли узнать, что на борту самолета вся вода, да-да, даже в туалете,  – питьевая. 

Что «водило» –  это специальное устройство, которым самолет соединяется с тягачом. Этот с виду вполне компактный тягач весит 10 тонн, а толкать он может самолет, масса которого превышает 100 тонн.

В аэропорту же мы познакомились с немецкой овчаркой Юстицией, которая из 11 лет жизни 5 – посвятила таможенной службе: искала, в основном, деньги и наркотики.
Бесплатная стоянка «Кольцово» тоже демонстрировала чудеса. Она была настолько переполнена, что выезда нужно было ждать около часа. Организаторы признались, что они не рассчитывали на такой наплыв зрителей – им пришлось на ходу допечатывать билеты на экскурсии. С прекрасным дебютом!

«Ночемузейные» программы в музеях «Литературная жизнь Урала XIX века» и «Литературная жизнь Урала XX века» прошли под знаком «булгаковщины». На Толмачева, 41 давали «Нехорошую» пьесу Булгакова». Театрально-музыкальная зарисовка, знакомство с вехами жизни и творчества Булгакова, – все вращалось вокруг одной из самых знаковых пьес писателя – «Дни Турбиных».

На Пролетарской, 10 в этот музейный вечер «булгаковщиной» заманивали на экскурсию «Мастер и Маргарита, или Человек с киноаппаратом». Рассматривая фото и плакаты по всему залу, вчитываясь и вслушиваясь в отрывки романа, можно было получить обширную картину замышленного и как-то незаметно для себя превратиться в того самого человека с киноаппаратом: стоит закрыть глаза, настроить воображаемую оптику… и ты как будто и впрямь уже совершаешь поездку по булгаковской Москве 20-х годов.

 

Деформированный пингвин с маленькими плавниками, квадратной головой и узеньким тельцем держит в руках планшет. К нему можно подойти, поиграть к компьютерную бродилку и посмотреть в его огромные, с красными прожилками глаза – глаза зомби, потерявшего свой облик. Таких арт-объектов, которые заставляют думать, на выставке «Я – художник!» в Уральском филиале ГЦСИ много. Их авторы – дети, участники творческой мастерской. Они так разошлись, что надумывали разных волшебных персонажей, нарисовали их, сделали объемные фигуры и сочинили про них истории. Здесь нашлось место и для поедателей цурикатов, и для гигантских улиток, и для сиреневых плоских каракатиц…

 

В Музее истории Екатеринбурга практически спели гимн Уралмашу советских времен. Здесь впервые за последние сто лет показали документальные хроники из жизни первого района нашего города. Вытащили их на свет божий из музейного запасника и Красногорского архива. Очень впечатлил усталых проголодавшихся путников оригинальный десерт из меню музейного кафетерия. Назывался он «Огни Екатеринбурга», и огонь в этом названии не метафора и не фейк. Наслаждайтесь!

 

В Свердловском областном фильмофонде тоже зажигали. Нас попросили назвать все плохое, с чем нам не хотелось бы столкнуться в этом году. Все перечисленное записали и на глазах подожгли – вышло феерично!

А еще нам показали хранилище пленочных фильмов. К примеру, «Путевка в жизнь» – это десять бобин. Каждая бобина длиной 300 метров содержит 10 минут киноповествования. Чтобы раритетная пленка хранилась дольше, в помещении архива поддерживается температурный режим, а лишнюю влажность впитывает соль, разложенная в специальные емкости.

В Музее Ф.М. Решетникова в Ночь музеев прошел моноспектакль Валерия Прусакова «Пугачев» по одноименной поэме Сергея Есенина.

Спектакль экспериментального плана – исторические события XVIII века представлял один актер, он разыгрывал по ролям бунтарскую драму Емельяна Пугачева и его соратников, при этом говорил «словом» поэта-имажиниста Сергея Есенина. Сценическим пространством стала старая конюшня на почтовом подворье.

По задумке создателей этого спектакля – зритель оказывается в одном шаге от персонажей, создается иллюзия полного присутствия. Надо сказать, что Пугачев в музейном пространстве XIX века, в интерпретации поэта XX века и постановке XXI получился персонажем харизматичным, мыслящим образами, будоражащими, пробирающими до мурашек.

 

Хор «Доместик» им. В. Копанева совместно с Музеем кино (кинотеатр «Салют») в эту Ночь музеев реконструировали силу впечатления первого зрителя, смотревшего 100 лет назад первый русский художественный фильм «Понизо́вая вольница», рассказывающий о Стеньке Разине. Широта русской души, казацкая удаль, кадры разливающейся Волги 100 лет назад в немом кино под хоровое исполнение «Вниз по матушке по Волге» волнуют до мурашек и нас, современных зрителей, искушенных форматами 3D.  Видимо, для какой-то внутренней настройки на художественную чуткость надо периодически ходить на немые фильмы с живой музыкой. От этого симбиоза случается чудо.

 

В 23 часа ночи с нескольких музейных площадок Екатеринбурга в ночное небо поднялись лучи света.

 

Со смотровой площадки БЦ «Высоцкий» Екатеринбург выглядел сногсшибательно!

Наверняка чудес в эту ночь было гораздо больше, но наших ног на них не хватило, и завершили мы наше музейное путешествие, дойдя до ручки. Дверной. Арт-объект «Дверь в Европу» располагалась у Водонапорной башни. Открыв ее, можно было перенестись на одну из европейских улиц, где эти часы также проходила Ночь музеев. Одно движение – и ты оказываешься на французской улочке, где, кажется, так чудесно, так легко жить и интересоваться искусством.

В таинственную ночь с 21 на 22 мая жизнь в Екатеринбурге кипела так, словно на улицах был день. Повсюду сновали улыбающиеся люди, машины стояли в небольших пробках, двери музеев неустанно открывались, а из ресторанов и кафе доносились беседы о музейных экспозициях и экспонатах – все это придавало «суровому» уральскому городу особенный европейский шарм и создавало атмосферу народного праздника!

Чудеса искали: Елена Азанова, Дарья Мичурина, Анастасия Мошкина, Илья Лопашов и Евгений Сухарев, Алла Карфидова, Татьяна Каменецкая, Светлана Кузнецова

Чудеса фотографировали: Георгий Сапожников, Эдуард Крылов, Татьяна Доукша, Анастасия Мошкина, Алла Карфидова

Пишите о своих чудесных впечатлениях от Ночи музеев в комментариях! Нам интересно!

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов