Поиск по сайту

18 Декабря 2015

Микеланджело: двойное приближение


Мне нравится!

Вчера в Музее архитектуры и дизайна УралГАХА открылась выставка «Микеланджело. Сотворение мира». Очередной показ в формате 3D – екатеринбуржцы уже приблизились таким образом к творчеству Ван Гога, Дали, импрессионистов и маринистов – несколько из общего ряда выбивается. В первую очередь, глубиной погружения и великолепно подобранной музыкой.

Выставка «Микеланджело. Сотворение мира» привлекла к себе внимание уже за пару дней до открытия – на Плотинке, рядом с Музеем архитектуры и дизайна установили девятиметровую копию «Давида» Микеланджело. На фоне белого снега гипсовая скульптура обнаженного прекрасного юноши смотрелась как-то особенно трогательно – озадаченные горожане (и главным образом, горожанки) срочно начали ее фотографировать и выкладывать в сети. Арт-объект, несомненно, привлек внимание горожан, интерес которых к «ожившим»  3D-полотнам начал затухать.

 

Копия «Давида» выше оригинала на четыре метра, и это по-своему символично: выставка «Микеланджело. Сотворение мира», как и ей подобные, призвана современными техническими средствами укрупнить в глазах зрителей шедевры мирового искусства – приблизить, пробудить интерес.

В отличие от  «Оживших полотен» Ван Гога, Сальвадора Дали, импрессионистов, которые мы видели в павильоне Свердловской киностудии, выставка «Микеланджело. Сотворение мира» обращена не только к душе человека, к его эмоциональной сфере, но и к его интеллекту, к его потребности в новом знании.

Да, авторы выставки – московская компания Artplay Media – вовлекают зрителя в процесс знакомства с произведениями великого итальянца «игровыми средствами», возможно, спорными. Например, можно интерактивно «войти» в сюжет, написанный Микеланджело, и сфотографироваться на память. Можно отправиться в виртуальное путешествие по Сикстинской капелле, расписанной мастером. Можно с помощью сенсорных панелей погрузиться в творчество художника настолько глубоко, насколько хватит желания и времени. Наконец, можно просто освежить в памяти знания из истории искусств и вспомнить культурологический контекст, породивший таких художников, как Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело.

 

Однако все это делается лишь для того, чтобы подготовить зрителя к вдумчивому смотрению и слушанию, к которым можно приступить в медиа-зале. Здесь, в огромной галерее прямоугольной формы, под средневековую духовную музыку перед нашими глазами проходят творения эпохи Возрождения. Великий Джотто, который впервые отступил от иконописного канона, поскольку увидел в Богородице живую земную женщину. Леонардо, в чьих работах не видно процесса создания и кажется, что явлены они самим Творцом… И в этом ряду появляется Микеланджело Буонарроти, сумевший оживить мрамор, сумевший в камне передать напряженность душевного переживания.

 

«Пьета», «Давид», «Моисей» – эти работы великого художника-философа вращаются перед нашими глазами, подсвеченные то мертвенно синим, то огненно красным. Их так и нужно смотреть, с разных сторон, с разной степенью говорения и немоты, потому что Микеланджело глубоко психологичен, и его человек в фас может представлять совсем не то, что он представляет из себя в профиль или сзади.

Фрески Сикстинской капеллы демонстрируются, согласно ветхозаветной логике – от сотворения мира до сцен Страшного суда. Возможно, в этой части инсталляции создателям выставки немного изменяет вкус. Они обращаются с работами мастера несколько фривольно: их оцифрованные копии кромсаются, помещаются в космос, горят в адском огне и так далее. В ход идет и 3D-моделирование, и прочие технические навороты. Делается это, понятно, опять же из соображений просветительских, чтобы поразить, шокировать – пробудить по-настоящему сильные чувства. И здесь встает вопрос меры и некой моральной ответственности, что ли.

Завершается инсталляция возвращением к великому произведению Микеланджело – фреске «Сотворение Адама», когда Творец готовится вдохнуть в первого человека на Земле творческую энергию. И это очень сильный финал для выставки, преследующей цель «вдохновить зрителей к дальнейшему самостоятельному поиску на пути изучения искусства».

Автор: Елена Азанова

Фото: Георгий Сапожников

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры