Поиск по сайту

31 Октября 2015

«Не прикол и не насмешка»: современное искусство глазами авангардистов


Мне нравится!

В Екатеринбургской галерее современного искусства в рамках параллельной программы III Уральской индустриальной биеннале современного искусства открылась выставка уральского неоавангардизма 1980-х — 2010-х годов.

Космос, гламурный серп и молот, суровая уральская Венера и путь к Солнцу... Работы, представленные на выставке, объединены темой «Я ― спутник». И хотя в некоторых произведениях и впрямь прослеживается «космическая» линия, «спутники» здесь, прежде всего, ― сами художники. Четырех авторов, чьи работы представлены на выставке, объединяет и путь в искусстве, и техника исполнения: коллаж, ассамбляж, неклассическая живопись, металлопластика. А еще ― фигура уральского художника Николая Федореева.

«Идея выставки родилась неслучайно, — рассказывает куратор и арт-директор Галереи современного искусства Елена Шипицына. — Все началось с моего знакомства с кругом художников, сформировавшимся в конце 80-х годов вокруг Николая Федореева, и их интересной творческой позицией, которая не потеряла актуальность до сих пор. Они создают из неэстетичных материалов новые эстетические смыслы и смотрят на искусство как на социальное явление. Сейчас это очень актуально: в среде критиков даже существует позиция, что термин «современное искусство» обязательно подразумевает наличие социального аспекта».

Интересно, что при этом большинство работ, представленных на выставке ― с приличным стажем: они датируются 90-ми годами прошлого столетия. Впрочем, как утверждает один из авторов ― Игорь Шуров, они не теряют актуальности и сегодня: «Посмотрите на работу Николая Федореева «Я ― спутник». Это не прикол и не насмешка, как делают сейчас современные художники. Это оценка состояния государства, которое в 1957 году ― всего через 12 лет после войны ― сумело запустить первый искусственный спутник земли. На состояние государства указывают детали: провода-завитушки, пенопласт, кирзовые сапоги… Но кирзовый сапог ― это показатель не только того времени, но и сегодняшней действительности».

Художники смело берутся и за академические сюжеты. Так, на выставке можно встретить необыкновенную «Мадонну» Владимира Жукова: художник поднимает вопросы женского начала и красоты, используя окрашенный металл. Неподалеку расположилась «Уральская Венера» Федореева. Художник, взяв за основу женский торс, превратил скульптуру в оду уральским женщинам. Таким, какими они запомнились художнику в конце 80-х: неотесанным, грубым… «Раньше по улице Луначарского на ремонте трамвайных линий работали женские бригады, которые ходили в тяжелых сапогах и огромных телогрейках, вот с такой попой и грудью, с лопатой, — рассказывает Игорь Шуров. — Но, несмотря на грубое исполнение, это не читается как прикол ― в работе ощущается уважение и любовь к этим женщинам и, может быть, даже боль и обида за них».

Многие работы художников ― своеобразный «срез» советского и постсоветского периодов, их ощущение того времени. Так, в триптихе «Менталитет» Игорь Шуров попытался передать менталитет советского человека при помощи… совков. Просто, но сильно: зритель видит три совка, которые олицетворяют советского гражданина в разные временные периоды ― революции, советского периода и перестройки (работы соответственно называются «Браток», «Товарищ» и «Господин»). Первый ― классический совок заводского плана, второй ― металлический, кондовый, который почти невозможно сломать, третий, выкрашенный голубой краской, с деревянным черенком, ― совок новой формации, по сути ― образ нового русского. В качестве художественных деталей автор использует характерные для временного отрезка вещи, что придает работам особый шарм и позволяет передать дух того или иного периода.

Интересно, что в работах более позднего периода, 2013 ― 2015-х годов, ирония по отношению к советскому времени сменяется ностальгией. Так, Игорь Шуров создает ассамбляж «На старой основе», повторяя свою работу «Агропром» 1987 года и дополняя ее второй ― коллажем «Нанопром». В диптихе четко видно противопоставление: фоном первой выступает ярко-красный флаг Советского Союза, цвет фона второй работы ― боле розовый («эх, надо было более гадкий розовый сделать, гламурный», — сокрушается художник). Грязная, суровая рабочая варежка в центре композиции и беленькая, чистенькая рукавичка в обнимку с позолоченным молотком. Отношение художника к современному производству считывается на раз. Не менее ярко передают отношение художника к процессам современности и другие его работы ― «Розы России», «Вот и лето прошло», «Маргиналы», «День железнодорожника».

«Есть одна очень важная черта русской духовности, о которой, я думаю, стоит напомнить: наши художники во времена перемен очень быстро включаются в глобальный контекст культурного взаимодействия, часто пренебрегая условиями настоящей действительности, ― рассказывает куратор выставки Елена Шипицына. — Этот удивительный парадокс ― сочетание космического уровня мышления в духовной области и архаизация быта — всегда создавал в русской культуре очень мощные явления. Подобная ситуация была и на рубеже 80–90-х годов: социальный слом, который привел к невероятной бытовой сложности, но при этом внушал надежду на абсолютную свободу высказывания. Неслучайно все искусствоведы и культурологи сейчас стараются тщательно изучить 90-е годы, потому что, как сейчас выяснилось, ничего более яркого в России не было».

Выставка продлится до 30 ноября 2015 года.

 

Автор: Дарья Мичурина

Фото: Эдуард Крылов

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры