Поиск по сайту

12 Октября 2015

«Композитор» камня


Мне нравится!

Если архитектура – это музыка, застывшая в камне, как заметил когда-то Фридрих Вильгельм Шеллинг в своих «Лекциях по философии искусства», то главного героя новой выставки, открывшейся в Музее архитектуры и дизайна УралГАХА 7 октября, можно назвать выдающимся композитором от архитектуры. Речь о Константине Трофимовиче Бабыкине, чей вклад в историю города Екатеринбурга и становление его архитектурного образа трудно переоценить.

 

К 135-летию Константина Бабыкина Музей Архитектуры и дизайна организовал выставку, которая призвана напомнить о незаурядности личности свердловского архитектора одним и открыть его имя для других. Она стала возможной благодаря поддержке «собратьев» в лице Музея истории, науки и техники Свердловской железной дороги и Екатеринбургского музея изобразительных искусств и участию Государственного архива Свердловской области, Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства и видеоканала Roomple.ru.

 

В основе концепции выставки «Константин Трофимович Бабыкин: инженер, архитектор, учитель» – желание организаторов показать многогранность этого уникального для Екатеринбурга человека, его величину – как с позиции профессиональной, так и личностной.  Само пространство выставки можно мысленно поделить на зоны, открывающие нам «виновника торжества» в трех, наиболее значимых, пожалуй, его ипостасях: инженер, архитектор; учитель, педагог; ценитель, коллекционер.

В начале экспозиции все гости могут ознакомиться с основными вехами личной жизни и с перечнем основных проектов  Константина Трофимовича. По ряду документов (в том числе его дневниковых записей), личных вещей, свидетельств очевидцев можно неплохо представить его себе. Несмотря на свою принадлежность к семье крепостных, Константин Бабыкин всем своим внешним видом, поведением, внутренней культурой производит впечатление интеллигента дворянских кровей (предваряющий основную часть выставки большой портрет архитектора кисти Бершадского подчеркивает его интеллигентность и аристократичность).

Как рассказала нам директор Музея архитектуры и дизайна Елена Валентиновна Штубова, в процессе подготовки выставки выявились неожиданные детали, касающиеся биографии Константина Трофимовича Бабыкина. Например, исследователь его творчества Светлана Чижова в ходе поездки к месту рождения архитектора, в село Архангельское Пермского края, и более глубокого изучения документов выяснила, что подлинной датой рождения мастера следует считать не 1880-ый, а 1878 год.   

Просторные залы на втором этаже музея как будто негласно вторят размашистой, полной свободы творческого видения манере архитектора Константина Бабыкина.

Для более яркого представления об его творческих и профессиональных достижениях, среди которых около 40 значимых архитектурных объектов, на выставке есть многое: уникальные архивные документы, чертежи и планы, полные грандиозных для своего времени замыслов, фотографии и макеты главных его «детищ», выполненные студентами Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства.

 Продолжая параллель с музыкой, можно сказать, что со многими знаковыми бабыкинскими «сюитами» можно детально ознакомиться на выставке. Так, здание Екатеринбургского  государственного академического театра оперы и балета получило благодаря Константину Бабыкину неповторимый барочный фасад (а-ля Ренессанс). Впервые в нашем городе в его строительстве были использованы железобетонные конструкции. Здание Свердловской государственной академической филармонии (изначально «Делового клуба») в целом выглядит так, как его задумал Константин Трофимович.  А здание Управления Свердловской железной дороги вообще  «от и до» реализовано Бабыкиным. Оно стало гимном неоклассике, а точнее, рациональному неоклассицизму (и это в эпоху конструктивизма!).

Про эти и другие замечательные образцы архитектурного таланта Константина Бабыкина, представленные в залах экспозиции, можно также узнать  из фильма, который транслируется в режиме нон-стоп в одном из залов.

 

О Константине Трофимовиче как о мудром, блестящем учителе и основателе уральской архитектурной школы  можно немало узнать, разглядывая раритетные фотографии и читая трогательные и полные неподдельного обожания воспоминания его учеников. «Он был бескорыстным рыцарем своей Прекрасной Дамы – Архитектуры», – пишет, например, его ученица, архитектор Ольга Смагина.

 

В выставочном блоке, посвященном строительству главного корпуса УПИ, демонстрируются фотографии и макеты  роскошных интерьеров и декоративных ордерных композиций, мощного восьмиколонного портика фасада здания, доставшихся институту в наследство от Константина Бабыкина. Именно на строительном факультете УПИ в 1947 году по его инициативе была организована кафедра архитектуры, которую он успешно возглавлял в течение десяти лет.

О трогательной любви Константина Трофимовича к искусству свидетельствует его коллекция произведений искусства, представленная на выставке.  Это малая часть из 141 объекта живописи, графики и фарфора, хранящегося в запасниках ЕМИИ, в здании на Вайнера, 11, и переданных когда-то  в дар тогда еще Свердловской картинной галерее самим Константином Бабыкиным. Кстати, к постройке здания галереи (тогда еще типографии «Гранит») маэстро тоже приложил свою руку, выполнив его в другом своем «фаворит-стиле» – стиле рационального модернизма.

По мере прохождения залов экспозиции, этих «коридоров времени и пространства», ощущаешь синкретизм Константина Бабыкина, гармоничное сочетание в нем самом, и, как следствие, в его работе, творчестве  черт грамотного прагматика и восторженного идеалиста, ноток рационализма и романтизма. Поэтому в отношении Константина Трофимовича в некоторой степени противоречивое определение «музыкант камня» звучит очень даже благозвучно.

Лично засвидетельствовать свое почтение инженеру, архитектору, учителю и просто уникальному человеку Константину Бабыкину можно вплоть по 22 ноября на Горького, 4.

Автор: Светлана Кузнецова 

Фото предоставлено Музеем архитектуры и дизайна УралГАХА, фотограф – С.А. Крылов

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры