Поиск по сайту

08 Октября 2015

«Современная арт-индустрия побуждает художника заниматься ерундой»


Мне нравится!

Вчера в Музее изобразительных искусств в рамках III Уральской биеннале открылась выставка «Музей современного искусства. Департамент труда и занятости», объединившая художников второй половины XX века и современных авторов. Вне зависимости от временных рамок они пытаются передать свое видение труда — вот только за полвека изменилось и понятие труда, и художественные методы, и сами художники.

Куратором выставки стал заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков. Объединив работы в рамках одного пространства, он говорит не только о том, как менялся труд на протяжении пяти десятилетий и каков он сегодня, но и о профессии самого художника.

«В этом проекте мы собрали вещи, в которых репрезентируется труд либо тематизируются трудовые отношения, либо художник ставит проблему себя как работника. Современные авторы – художники постиндустриальные: им достались умения советской цивилизации, материал советской индустрии, с которым они начали работать, и целый комплекс идей – прежде всего левых – который стал скорее достоянием музеев современного искусства, нежели политическими реалиями», — рассказывает куратор.

Посетителей встречают суровые, мужественные рабочие с картины Симонова 1964 года – яркий пример соцреализма, породившего диалог между художником и его героями. Такой же диалог берут за основу и современные авторы. Но их герои — это уже не только рабочие заводов, но и шахтеры, охранники, ученые, менеджеры и даже… массажисты. Словом, современные «герои труда». Художники запечатлевают их и за работой…

… и даже в комнате отдыха.

Кстати, в комнате отдыха прилегшего на диван шахтера окружают весьма необычные экспонаты: биологический эксперимент с улиткой и выращенные в цветочных горшках шедевры классической скульптуры.

Один из залов выставки посвящен индустриальным эталонам. Здесь – и «головы» танков, и пульт управления, и кабели в разрезе, напоминающие роллы.

В этих работах видно искреннее восхищение художников эталонами индустрии. Так, художник Анатолий Смоловский уверен, что «головы» танков не похожи друг на друга и передают культурные особенности тех стран, в которых производятся. Влад Юрашка выписывает пульт управления так, словно это пейзаж, а Антон Ольшванг явно любуется предметами, попавшими в объектив его фотокамеры.

По соседству с этими творениями можно увидеть и яркие примеры соцреализма, также воспевающие индустриальную культуру, но в более привычной форме. Среди авторов этих работ  не только художники второй половины XX века (как, например, Виктор Попков с картиной «Строители Братска»), но и наша современница – екатеринбургская художница Нина Костина.

Порой художники и сами мимикрируют под представителей интересующих их профессий, чтобы пропустить чужой труд через призму собственного восприятия. Одни месят бетон, другие зарабатывают на жизнь кузнечным делом, третьи моют полы, четвертые примеряют пиджаки офисного планктона. А в одном из залов местные художники устроили перформанс, агитируя вступить в несуществующую организацию под названием READY MADE.

Мимикрия эта не случайна: место художника в современном мире – довольно-таки больная тема для самих авторов. Недаром первый зал выставки – это класс Александра Меламида. «Меламид, воюющий с современной арт-индустрией, говорит о том, что она побуждает художника заниматься ерундой, делать массу бессмысленных вещей. Художник должен освоить какую-то реальную профессию. И если задуматься, то в современном мире художник – это чаще всего вторая профессия», – говорит Кирилл Светляков.

Найдется немало людей, которые отнесутся к «Департаменту труда и занятости» скептически – как и к любому объекту современного искусства. Работы молодых художников порой отталкивают необычностью формы, и создается ощущение, что за этой формой нет какой-то важной идеи, мысли, которую автор стремится донести до посетителя. Художникам, работы которых представлены на этой выставке, есть, что сказать своему зрителю – пускай и на своем, не всем понятном, языке. И если для этого нужно сносить десяток кузнечных перчаток – так тому и быть.

Автор: Дарья Мичурина

Фото: Георгий Сапожников

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов