Поиск по сайту

25 Сентября 2015

Куба в кубе


Мне нравится!

23 сентября в рамках III Уральской индустриальной биеннале современного искусства в Фонде «Культурный транзит» открылась странная и мистическая выставка «Cuba de Russia». Посвящена она екатеринбургской «Кубе» – Конному полуострову, что территориально входит в Верх-Исетский район.

В Челябинской области есть село Париж, в котором имеется своя «Эйфелева башня». Но мы соседей переплюнули, ведь в Екатеринбурге уместилась целая страна — «Куба» (официально известная как Конный полуостров) со своими пляжами, аборигенами и своей свободой.

Именно Куба (страна в Карибском море и полуостров на Верх-Исетском пруду) стали героями выставки, созданной тремя мушкетерами Фонда «Культурный транзит» — уличным [современным] художником Сергеем Рожиным, фотографом Сергеем Потеряевым и живописцем Кириллом Бородиным.

Уже два года трио художников (назовем его РПБ — по первым буквам фамилий) делает арт-проекты на территории местной «Кубы». Это приклеенные тут и там на заборах и столбах изображения экзотических птиц, надпись Libertad (свобода) на бревне, граффити, инсталляции, фотографии. Кое-что из всего этого еще можно увидеть, посетив Конный полуостров. Большую же часть работ растащили местные жители или стерли с лица земли природные явления и мистические силы.

В основе проекта РПБ – легенда о том, что жители уральской «Кубы» — это выходцы с Острова Свободы, которых много лет назад власти нашего города поселили на берегу ВИЗовского пруда. Но память об этом стерлась. Кубинцы ассимилировались и стали обычными свердловчанами, а потом екатеринбуржцами. РПБ поставили перед собой задачу напомнить людям, где их родина — достать их национальную идентичность с балкона, протереть ее от пыли и научить ею гордиться.

Таков был лейтмотив творчества ребят на Конном полуострове. Затем они создали выставку, которая, с одной стороны, представляет собой цитирование или отчет о проделанной работе, с другой — является самоценным объектом искусства и мистификации, концентрацией доброго юмора, когда абсурдного, а когда самоироничного.

В «Cuba de Russia» Рожин, Потеряев и Бородин проводят параллели между настоящей Кубой и екатеринбургской. Они ставят два таких далеких кусочка суши рядом и показывают, что различий между ними, на самом деле, не так уж много.

Художники накладывают фотографию кубинской улицы на фотографию дороги на Конный полуостров – два изображения буквально сливаются в одно, становясь началом и продолжением друг друга: та же разбитая дорога, та же лужа кофейного цвета, те же трущобы и лица людей из провинции. Просто на одном снимке попугай настоящий, а на другом — бумажный.

В другой работе авторов географические очертания Острова Свободы  повторяют предметы, найденные на улицах Конного полуострова.

Фотография, в свое время вызвавшая ажиотаж в СМИ, называется «Барак ОбамЫ»: на фасаде дома на «Кубе» изображено лицо американского президента. Это чистейшей воды мистификация — такого арт-объекта на ВИЗе нет. Впрочем, многие работы стрит художников (того же Udmurt) в реальности живут сравнительно недолго и существуют лишь на фотографиях. Выходит, что в каком-то смысле «Барак Обамы» все-таки существует.

На выставке представлено несколько видео работ. Две из них связаны с трамваем – единственным общественным транспортом, который ходит на Конный полуостров. Одна — представляет собой запись из кабины водителя трамвая. Цвета на видео высвечены, и потому все растения из строго зеленых (привычные для России природные цвета) становятся ярко салатовыми, как в тропиках, а земля из темной и жирной — желтой и песчаной.

Выставочное пространство заполняет мертвый механический женский голос — это запись «Google  переводчика», зачитывающего перевод текста Конституции Кубы — предмета гордости любого государства.

Завершает выставку картина с изображением старого барака. Этой работе посвящено видеоинтервью с РПБ, которое транслируется здесь же. Интервью прекрасно, абсурдно и глубокомысленно (или стремится к этому). Если кратко, то художники на чердаке одного из домов Конного полуострова нашли портрет Че Гевары, который забрали с собой и повесили в «Культурном транзите». Но однажды какие-то незнакомцы прыснули водкой на картину. Сорокаградусная жидкость вступила в реакцию с краской, и на холсте проявился старый деревянный дом. Всю правду об этом можно узнать только на выставке.

Тут и там в углах галереи Фонда стоят маленькие приятные арт-пасхалки. В одном углу — канистра с надписью RUM, а в другом – гитара и железная банка с обращением: «Онли песо хочу домой». За окном, на улице – митинг игрушечных миниатюрных кубинских коммунистов-революционеров, борцов за свободу. 

Также на выставке представлена работа, которая к теме экспозиции имеет косвенное отношение — это рамка желтого цвета с надписью «Рамка биеннале». По словам художников, сейчас все культурные события в Екатеринбурге, и их выставка тоже, проходят под эгидой биеннале. Поэтому рамку можно взять и приложить к чему-нибудь, и это тоже будет в «Рамке биеннале».

Авторы  выставки «Cuba de Russia» отмечают, что их интересует не столько географическая, визуальная, топонимическая  связь «Кубы» с Кубой, сколько идея свободы, которая их роднит и которая так важна для художника. Все работы на уральской «Кубе» создавался по инициативе художественной троицы ради удовольствия и ради преображения полуострова.

В общем, на выставке «Cuba de Russia» все очень запутанно. Возможно, мы в этом тексте кучу раз, сами того не сознавая, вам солгали. Чтобы распутать клубки мистификации и проникнуть в глубины двух Куб, лучше всего посетить выставку в Фонде «Культурный транзит», а потом съездить на Конный полуостров, куда идет трамвай №11 от Кольца ВИЗа. Может быть, вам повезет и вы повстречаете какаду, и найдете свое дерево Libertad — свободу, которую там уже нашли три екатеринбургских художника.

Автор текста и фото: Эдуард Крылов

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры