Поиск по сайту

06 Августа 2015

Линия Севера ― линия жизни


Мне нравится!

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась необычная выставка «Линия Севера», посвященная жизнеописанию народов Крайнего Севера. Авторы и идейные вдохновители выставки — молодые, но уже перспективные фотографы Федор Телков и Сергей Потеряев.

Фотовыставка «Линия Севера» ― это результат нескольких путешествий ребят по городам и деревням Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. В течение трех лет Сергей и Федор собирали материал, отсматривали и отбирали сотни снимков и, наконец, представили публике свое видение современной жизни хантов, манси, эвенков, ненцев и селькупы. Идея сама по себе не новая, но от этого не менее ценная: не так давно прогремел на весь мир фильм «Труба» известного документалиста Виталия Манского, последние картины режиссера Алексея Федорченко также рассказывают о жизни малых народов.

Тем не менее, если спросить обычного человека на улице, что он знает о жителях Крайнего Севера, их укладе и быте, пожалуй, самым распространенным ответом будет бородатый анекдот про чукчу. Долгое время о жизни этой части населения нашей необъятной родины было известно крайне мало. Малочисленные народы, а именно так их принято называть, на самом деле постепенно исчезают с лица Земли. Однако, наблюдается и обратная тенденция: часть коренного населения, а в большинстве случаев это, конечно же, молодежь, покидают насиженные годами стойбища и едут в большие города, выходят замуж и женятся на представителях других национальностей, рожают и воспитывают детей по другим, более «цивилизованным» понятиям. При этом часть населения остается жить по старинке в тундре: разводить оленей, охотиться и ловить рыбу.

Авторы проекта попытались проследить эту почти не видимую линию Севера как метафорическую линию жизни этих людей — из тундры в город и обратно. Каким образом проходит процесс ассимиляции малых народов, как современные технологии влияют на привычный уклад их жизни, что изменилось в сознании и поведении народов Крайнего Севера — эти и другие вопросы возникают, глядя на живописные панорамы и портреты Федора Телкова и Сергея Потеряева.

Сама композиция выставки оправдывает ее название: в экспозиционных залах музея работы фотохудожников как будто выстроены в прерывистую линию — от картин, повествующих о традиционной жизни хантов и манси, до фотографий современных домов и нефтяных вышек. Вытянутые панорамы бесконечных километров тундры перемежаются строгими «домашними» портретами, на которых вы почти не увидите улыбающихся лиц. Белое безмолвие тире и точек обычной жизни северян, зашифрованная радиограмма Большой Земле.

Панорамные виды поражают своей холодной отстраненностью, величие и стать севера скрываются за каждым снимком. Глядя на заснеженные пейзажи, возникает ощущение дороги без начала и конца. Выхолощенные белесые виды, размноженные до бесконечности, погружают зрителя в некое пограничное состояние, где он сам кажется чем-то ничтожно малым, песчинкой в этом безмолвном море тундры.

И в дополнение этой тягучей белой ленте — человеческие портреты, где люди застыли как статисты в немом кино, подчиняясь воле невидимого демиурга. В окружении родных стен, будь это чум или современный дом, стилизованный под чум, они все равно кажутся как будто насильно помещенными в этот пейзаж. Это ощущение, пожалуй, лучшим образом характеризует место северного человека в мире цивилизации — очень зыбкое, пока еще неустойчиво и не до конца обжитое.

На фото странным образом, вполне в духе сюрреализма, сочетаются предметы старинного быта, современная огромная плазма, жухлая замызганная шкура медведя, яркие национальные костюмы и огромная спутниковая тарелка. Добавьте сюда внушительных размеров гипсовый бюст Ленина в углу, и вы получите абсолютно фантасмагоричную картину. Обшарпанные стены и отсутствие элементарного спального места могут спокойно соседствовать с дорогими гаджетами, и кажется, самих обитателей комнаты это ничуть не смущает.

Вообще на человеческих лицах трудно разглядеть какую-либо эмоцию — беспристрастность и отчужденность, возведенные в абсолют. Под каждым портретом — краткая сухая биографическая справка: имя, фамилия, возраст, место рождения и род занятий. По этим данным можно проследить, как постепенно меняется мир этих людей. Изобилующие в подписях две основные родовые фамилии — Айваседо и Пяк, перемежаются редкими вкраплениями русских и кавказских имен. И этот процесс постепенной ассимиляции заметен во всем: в одежде, обстановке, пейзажах. Такова жизнь, и эти процессы уже не остановить. Людям остается лишь учиться искать себя в этом новом для них мире, открывать в себе силы, чтобы жить и выживать, несмотря ни на что.

Текст: Алла Карфидова

Фото: Георгий Сапожников

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

А. / 10 Августа 2015 в 15:55

селькупы

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов