Поиск по сайту

01 Июня 2015

Япония, которую мы не видели


Мне нравится!

В минувшую пятницу, 29 мая, в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) открылась выставка японского искусства XIX — XX века «Сквозь ветви сакуры» из собрания известного частного коллекционера Олега Малахова. Продлится она до 2 августа. Кураторы выставки говорят, что такого Екатеринбург, да и практически вся Россия, еще не видели. А мы уже посмотрели.

Владелец экспонатов Олег Малахов, по образованию инженер-строитель, живет то в Санкт-Петербурге, то в Челябинске. Что сказать, странное сочетание, два совершенно разных и далеких друг от друга города. Но и круг интересов Олега Петровича не имеет границ ни территориальных, ни культурных.

Коллекционерством, или по-другому собирательством, занимается он уже 40 лет (примерно с 70-го года прошлого века). «Это не страсть. У коллекционеров вообще нет страсти, скорее холодный расчет», — уверен он. Но отказаться от увлечения Олег Малахов не может, как от настоящей страсти. Никак — пробовал.

А началось все с интереса к произведениям древнерусского искусства. Потом, 30 лет назад, Олег увлекся Востоком, потом Африкой, а в 2000 году на базе своей коллекции создал в Челябинске целый музей.

Кураторы выставки «Сквозь ветви сакуры» утверждают, что такого количества предметов японского искусства в одном месте в России практически никогда не выставлялось. В трех залах Екатеринбургского музея изобразительного искусства представлено около двухсот экспонатов!

Основная часть выставки посвящена керамике и фарфору XIX XX века. Но также в экспозиции представлены гравюры (ксилография), вазы, горшки и шкатулки, выполненные в технике перегородчатой эмали — клуазоне, резьба по дереву, вышивка и экспонаты из бронзы.

Предметы на выставке расположены в хронологическом порядке возникновения школ, мастерских и появления художественных традиций. В первом зале демонстрируются изделия первой японской фарфоровой мастерской в городе Арите (первая половина XVII века), выполненные в стиле Имари. А в последнем — декоративные виды искусства, которое возникло в середине XIX века, когда Япония вышла из более чем двухсотлетнего затворничества.

Выставку постарались сделать летней и легкой. Потому все экспонаты на ней скорее красивы и декоративны, нежели несут глубокий скрытый смысл. На гравюрах и фарфоре изображены пейзажи и сцены придворной жизни (так можно узнать, чем занимались японские вельможи), девицы-красавицы, знаменитые театральные актеры XIX XX века.

Многие замечали и, посетив выставку, еще раз заметят, что японское искусство не пыталось изображать мир до тошноты правдоподобно, как это было в Европе того же времени. Художники Страны восходящего солнца никогда не стремились к реализму. «Европа самоуверенна. Она пыталась достичь совершенства, показать, что человек может все воссоздать, — комментирует куратор выставки и специалист по искусству Востока Сергей Винокуров. — А искусство Японии основывается на традициях буддизма, и в самой стране существует культ природы и земли, наверное, потому что у них ее так мало. Для них важно созерцание и любовь к прекрасному».

В произведениях японской живописи цвета нежные и полупрозрачные. Глядя на пейзажи, трудно представить, что такая красота реальна, хотя таблички под ними заверяют, что это так. Нам же остается только поверить на слово, либо купить билет в Японию и все разузнать самим.

Автор и фото: Эдуард Крылов

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов