Поиск по сайту

27 Февраля 2015

Мы уходим из дома, возвращаясь Домой


Мне нравится!

26 февраля 2015 года, полупустое пространство нескольких залов Екатеринбургского музея изобразительных искусств на Вайнера, 11. Не пройдет и суток, как его заполнят люди — жители и гости нашего города. Те, кто придет на открытие выставки Леонида Тишкова «Взгляни на дом свой». Кто-то из них покрутит пальцем у виска, кто-то уйдет в недоумении и разочаровании, а некоторые не усомнятся в гениальности автора и посчитают его пророком и мессией нашего времени. Но совершенно точно, что эта экспозиция никого не оставит равнодушным.

Леонид Тишков — наш земляк, он родился в небольшом городке Нижние Серги, недалеко от границы Европа–Азия. Последний раз он выставлялся в нашем городе еще в 1995 году, презентовав свою выставку «Существа». С тех пор многое изменилось и в жизни автора, и в современном искусстве.

«Взгляни на дом свой» — это выставка с действительно говорящим названием. Побывав во многих странах мира, автор вновь возвращается к своим истокам. В свой родной дом, где он не был долгие годы, в по-детски узнаваемые места, на свою Родину. Листая старые фотографии, перебирая старые вещи, вдыхая пыльный запах чуланов и горниц, встречаясь с родными и близкими, он как будто вновь погружается в свою родовую историю и еще дальше, глубже и ниже — в мифологию мироздания, и зовет своего зрителя с собой в это увлекательное путешествие во времени и пространстве.

 

«Мы уходим из дома, возвращаясь Домой, — говорит Леонид Тишков. – В этом доме все было как тогда, но все иначе, — все освещено светом вечности, светом всепрощания. В этом мире вечных возвратов в любом явлении настоящего есть прошлое и будущее, есть то самое вечное».

Эта выставка, с одной стороны, своеобразный итог прожитых лет, подведение черты под наработанным творческим опытом, с другой — непрекращающийся арт-эксперимент, рождающий сонм чудовищ от искусства. Это результат постоянного переосмысления автором своей жизни, встраивания себя в окружающую действительность.

Подобно тому, как его мать и прабабки ткали коврики из разрезанных на ленты отживших свой век вещей, Леонид Тишков, как старательный шелкопряд, ткет свою собственную нить Ариадны, своеобразную культурологическую мифологему нашего общего бытия. Ту низменную часть бытия, которую населяют придуманные им существа: робкие и одновременно пугающие водолазы, забавные, но порой таящие в себе опасность и угрозу даблоиды, грубые чурки и странные стомаки.

Густонаселенный мир, созданный Леонидом Тишковым, сначала вызывает отторжение и недоверие у обычного среднестатистического человека. Первое желание — спрятаться. Закрыться в скорлупе внутреннего мирка и лишь потом осознать, что во многом этот твой личный мир отражается в  картинах автора, в созданных им инсталляциях, в словах и фотографиях. Ты узнаешь в них то свое родное, о чем, быть может, давно забыл или не хотел вспоминать. О своих близких, о своих корнях, о городе и крае, откуда родом и где живешь. И вся современная шелуха слетает при обращении к потаенным, мифологическим и священным объектам, с которыми тебя сталкивают нос к носу работы Леонида Тишкова.

   

Феномен автора заключается, прежде всего, в том, что он в своем творчестве сочетает литературные и художественные традиции Гомера и Франца Кафки, Льюиса Кэролла и Павла Бажова, Велимира Хлебникова и Казимира Малевича. Имея за плечами богатый опыт карикатуриста и иллюстратора книг таких неоднозначных авторов, как Ильф и Петров, Льюис Кэролл или Карл Чапек, Леонид Тишков имеет право на некие странности и чудачества в своем творчестве и своей личной картине мира.

С виду привычные и знакомые нам с детства вещи открываются в новом свете. Пространство и время то необъяснимым образом сжимается, то расширяется до бесконечности, а то и вовсе перестает существовать. Мы начинаем видеть новый мир. А может быть, и наш старый, но новыми глазами, подмечая то, что было недоступно нашему взгляду ранее, удивляясь и открывая его для себя вновь и вновь.

 

   

Огромный творческий потенциал Леонида Тишкова просто не может уместиться в одно слово «Художник». Для описания его личности потребуется слишком много эпитетов и определений. Он и свободный Творец, и талантливый Драматург, и требовательный Режиссер, и тонко чувствующий Музыкант, циничный Врач и вдумчивый Писатель, современный Сказочник и дерзкий Демиург. Он представляет собой удивительный в своем разнообразии сплав созидающей деятельности Человека Творящего. В нем, как в горниле, в пламенном союзе страсти и творческого пыла зародился новый гомункулус. Он буквально каждую минуту воспроизводит свое виденье мира, и порой кажется, что, принимая на себя функции Бога, подчиняет мир и заставляет его вертеться вокруг себя. Он вновь и вновь возвращается к тем исконным образам, которые считает основополагающими для жизни человечества, переосмысливая и дополняя их, привнося в устоявшиеся картины каждый раз что-то новое.

 

Фигурки и постоянно дублирующиеся изображения даблоидов, домотканные пестрые коврики и разноцветные нитяные клубочки, холодные бронзовые скульптуры и теплые деревянные предметы быта — это основа и суть творчества Леонида Тишкова, та природная глина и материал, из которых он создает свой удивительный мир.

Особняком в этой череде арт-объектов стоит Луна. С мобильной фотовыставкой «Путешествия частной Луны» Леонид объехал, наверное, весь мир. В этом наивном и сказочном арт-проекте чувствуется и щемящее одиночество художника, и его потребность в некоем молчаливом соавторе и стороннем наблюдателе его творчества. Суть изменчивой композиции сам Леонид Тишков определяет как «визуальная поэма, рассказывающая о человеке, который нашел Луну и провел с ней всю жизнь».

 

Такое «сожительство» можно сравнить с отношениями между Маленьким принцем и Розой из знаменитой книги Антуана Сент-Экзюпери. Луну автор размещает в разных точках мира, удивительным образом сочетая и вписывая ее в природный ландшафт. Такое положение позволяет подчеркнуть индивидуальную сущность всех участников инсталляции, показать все грани чувств и эмоций, донести до зрителей задуманный автором творческий посыл и глубину замысла…

 Никогда не взберешься ты на луну,

Что сияет во тьме ночной.

А луна — куда бы ты ни пошел —

Последует за тобой.

Эти строки китайского поэта Ли Бо любит цитировать сам художник, комментируя появление Луны в разных уголках земного шара. Холодный свет, переменчивая и зыбкая сущность светила оказывают несомненное влияние на многие арт-проекты автора. Игра света и тени, борьба ночи и дня, зла и добра, высокого и низменного — эти творческие аллюзии можно интерпретировать как слабые отголоски, как если бы бледный свет Луны падал на произведения художника в многочисленных инсталляциях Леонида Тишкова.

О творчестве этого художника можно говорить и писать долго, можно обсуждать и осуждать его, любить и ненавидеть, восторгаться и недоумевать. Пожалуй, здесь будет как никогда уместен принцип «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Приходите на выставку работ Леонида Тишкова и составляйте свое собственное мнение о загадочном авторе  и его неоднозначных работах.

Выставка работает в зале Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ул. Вайнера, 11) с 27 февраля по 3 мая 2015 года.

Часы работы выставки: вт, пт, сб, вс — с 11.00 до 19.00 (касса — до 18.00); ср, чт — с 11.00 до 20.00 (касса — до 19.00), пн — выходной.

Автор материала: Алла Карфидова

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов