Поиск по сайту

24 Февраля 2015

Шедевры не горят


Мне нравится!

Всем знакомо выражение «пройти огонь и воду», возвращающее нас к мифологическому осмыслению огня и воды как очищающих, испытующих стихий. Полотно неизвестного автора конца XVI — начала XVII веков «Иисус и Закхей», которое стало единственным экспонатом выставки «Спасенный шедевр», как раз с честью вышло из этих испытаний. Посмотреть на него можно в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5).



 

Произведение старинной нидерландской живописи, автора которого причисляют к кругу нидерландского художника начала 17 века Руланта Саверея, испытало немало на своем веку. В 1887 году картина подверглась радикальному методу реставрации путем переведения с дерева на холст, что автоматически означало частичное ее разрушение. В то время такая операция поощрялась двойным окладом, а потому реставраторы нередко злоупотребляли ею без необходимости.

В 1908 году картина обгорела при пожаре в имении князя Николая Дундукова-Корсакова, в чьей коллекции она тогда находилась. В 1930 году она в уже не лучшем виде была передана из собрания Государственного Эрмитажа в Свердловскую картинную галерею (ныне ЕМИИ). В 1983 году в результате затопления здания музейного запасника состояние картины значительно ухудшилось.

После десятка лет забвения полотно обрело достойный вид благодаря усилиям сотрудников Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря в Москве. Но и тут злоключения «Иисуса и Закхея» не окончились. Дважды, в 2006-м и 2010-м году, произведение находилось в эпицентре пожара. В последнем случае его чудом спасли, и «рукописи не сгорели».

За все это время производилось бессчетное количество восстановительных работ, которые каждый раз приходилось начинать заново. Устранение деформации основы, разрывов, загрязнений и многослойных записей по оригиналу, укладка вздутий, укрепление угроз осыпи красочного слоя и т.д. — на «реабилитации» шедевр провел в общей сложности около 30 лет.

В том, что мы имеем дело с шедевром, уверен заведующий сектором экскурсионного сервиса ЕМИИ Юрий Чудинов. Даже несмотря на радикальное вмешательство, в значительной степени изменившее структуру и характеристики полотна, эксперт уверен, что сама технология написания позволяет говорить о картине, как о чем-то выдающемся.

 

«Это, безусловно, произведение очень высокого качества. Превосходный образец старинной живописи, — отмечает он. — Это полотно обладает не только исключительными художественными качествами. Оно является выражением вечных духовных ценностей, в которых зритель может найти утешение, исцеление для своей души. Картина, воспевающая высокую человечность, гуманизм христианского вероучения, просто не могла не быть исцеленной сама».

На экспозиции «Спасенный шедевр» можно не только ознакомиться с сюжетом картины, но и подробнее узнать о жизни произведения до реставрации, об атрибуции полотна и об особенностях метода перевода живописи на новую основу, применяемого в XIX веке. Буквально пошагово, по фотодокументам, можно проследить этапы реставрации, предпринятой прекрасным специалистом Всероссийского научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря Андреем Гаврилиным.

В отдельном зале можно в подробностях рассмотреть спасенное произведение искусства. Камерность обстановки позволит вам ощутить, что вы присутствуете при священнодействии. В рамках знакомства с этой выставкой, вплоть до 22 марта, в музее планируется цикл авторских лекций Ольги Горнунг, родственницы одного из первых спасателей шедевра, реставратора Петра Горнунга.

И кто знает, может, по окончании экспозиции к списку испытаний, пройденных картиной «Иисус и Закхей», добавятся медные трубы.  

 

Автор: Светлана Кузнецова.

Фото: Настя Ахметова.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов