Поиск по сайту

02 Февраля 2017

Медиатело поэзии

Мастер-класс перформера Елены Демидовой


Текст: Елена Азанова Текст: Елена Азанова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

Во вторник в ГЦСИ-Урал состоялась лекция и мастер-класс московского художника и перформера Елены Демидовой «Тело текста». На встречу с Еленой Демидовой, кстати, нашей с вами землячкой, собрались перформеры, танцовщики, артисты, художники – все те, кому интересны новые формы высказывания, неординарные форматы интерпретации известного, изученного, на первый взгляд, совсем понятного.

Речь на лекции, плавно трансформировавшейся в мастер-класс, шла, главным образом, о медиапоэзии – одном из направлений современного искусства, которое стремится, сочетая высокие технологии с поэзией, создать синтетическое произведение языкового искусства.

 

«Зачем это нужно?» – спросите вы. Наверное, все дело в стремлении горожанина сделать из всего событие, а с другой стороны, в назревшей в человеке потребности со-бытия. Воспринимать текст, слово глазами и в одиночестве – одно, а проживать его, принимать в себя всем своим телесным существом, через слух и осязание,  в компании с незнакомыми людьми – совсем другое.

 

Думающий человек за свою жизнь прочитывает сотни книг и не задумывается, возможно, какое влияние они на него оказывают. И дальше – какое влияние он оказывает на них. Елена Демидова в своей медиа-инсталляции «Мироточение», представленной в 2014 году в рамках фестиваля «Транслит» на Новой сцене Александринского театра, делает попытку в прямом смысле заставить звучать поэтические сборники в ответ на физическое движение человека. Она записала аудио-версии нескольких книг и поместила их в сделанные из бетона емкости, своим видом напоминающие камни. В каждой емкости сделано отверстие, через которое «мироточит» поэзия. Происходит это, когда к «камню» подходит человек. Если двигаться между «камнями» быстро и хаотично, получится шум. Если делать это осмысленно, из звучащих строчек совершенно разных книг может сложиться новая фраза, новая мысль.

 

По словам Елены Демидовой, медиапоэзия постепенно движется в сторону усложнения применяемых технологий. Сегодня, например, в центре перформанса может оказаться человек с подключенными к нему датчиками сердцебиения или поэт, читающий стихи под звучание своей телесной оболочки (микрофон проводится по одежде, волосам, коже человека).

 

И в этом смысле, по словам Елены Демидовой, сегодня нет равных Анне Толкачевой, создающей уникальные инсталляции. Одна из самых известных ее работ посвящена «Мертвым душам» Гоголя. Она выявила некие ключевые слова, которые встречаются в тексте этого произведения наибольшее количество раз, и эпитеты к ним. На созданной Анной доске написаны эти слова и размещены кнопки с лампочками – при нажатии на них, начинает звучать контекст.

 Анна Толкачева. Свобода есть

Несмотря на явный уход в сторону технологий, по-прежнему появляются проекты, казалось бы, простые по форме, но глубочайшие по содержанию. Так, известный перформер Андрей Кузькин, переживая потерю близкого человека, изживая свою боль, использовал свое тело как манускрипт, чистый лист для текста. Он сбрил с него все волосы и написал на нем названия всех возможных болезней на латыни. Затем лег на постамент, покрытый белой тканью и отгороженный от зрителей стеклом. Таким образом, перформер на время стал музейным экспонатом, книгой, персонажем, восходящим к архетипу Спящей красавицы…

 

Елена Демидова приводила множество примеров медиаперформансов, а затем предложила аудитории создать свое творение. «Это был вполне себе полезный опыт, как для полных профанов, вроде меня, так и фанатов такого рода искусства, –  сказал о практической части встречи артист Открытого студийного театра О.С.Т. Леонид Голышевский. – Особенно мне запомнилось задание, когда мы выбирали фразу, распределялись по залу и пытались ее произнести «здесь», в реальном времени и пространстве, и «не здесь». Слова сопровождало зацикленное действие. Было ощущение, что здесь и сейчас, действительно, проходит перформанс, и ты погружаешься в пустоту, переносишься в «не здесь», когда ходишь по залу.

Ключевой фразой мастера для меня, пожалуй, была фраза, о том, что перформеры подключают искусствоведов, литературоведов и прочих -ведов, для оценки состоятельности перформанса как произведения, для поиска смыслов. Я лишний раз убедился, что перформанс – это зачастую просто форма, либо без содержания, либа несущая в себе протест против содержания. Но мне понравилось. Было увлекательно».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов