Поиск по сайту

26 Февраля 2017

Реабилитация искусства

В интернете любой желающий может посмотреть виртуальную выставку «Гиганты Урала»


Фото: Гоша Сапожников Фото: Гоша Сапожников
Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Мне нравится!

Екатеринбургский музей изобразительных искусств и студия анимации «Светлые истории» подготовили сайт, посвященный художественному освоению индустриализации Урала. В качестве материала взята одна конкретная история: поход художественной бригады Евгения Львова летом 1931 года по гигантским стройкам Урала.

В переломные годы, время, когда меняются эпохи и один социальный, экономический, культурный строй сменяются другими, принято обращаться к похожим по настроению эпохам. Культурное наследие эпохи индустриализации в большинстве своем незаслуженно забыто, если авангард еще на плаву, то образцы зарождающегося соцреализма наделены негативными оценками и задвинуты в чулан.

В отделе современного искусства Екатеринбургского музея изобразительного искусства решили достать из небытия историю одной художественной бригады и показать, как в переходную эпоху шло художественное освоение действительности. Речь идет о выставке «Гиганты Урала», которая прошла в Москве в сентябре 1931 года. Материалом для нее послужили живописные и графические работы, которые бригада Львова нарисовала во время художественного похода за три летних месяца по пяти городам – Екатеринбург, Кизел, Магнитогорск, Челябинск, Нижний Тагил. По итогу этого похода были нарисованы более 300 произведений.

В эпицентре интереса художников были не только пейзажи гигантских строек, но и портретная галерея героев. Пожалуй, это было то недолгое и редкое время в истории российского общества, когда дух и самосознание находились на подъеме, были интересны не только крупные проекты и великие мгновения, но и простые люди, личности, которые двигали эту историю. Искусство помогало идеологии создавать ореол вокруг конкретных личностей: в советской истории того времени возносили имена ударников труда, героев социалистической стройки. В частности, бригада Львова не только рисовала портреты, но и делала авторские комментарии прямо на полотне.

 

Куратор проекта Ирина Кудрявцева, зав. отделом современного искусства Екатеринбургского музея ИЗО, представила 21 февраля сам проект и структуру сайта «Гиганты Урала». «Проект связан, прежде всего, с музейной коллекцией 20–30-х годов, мы ее давно изучаем, – рассказывает Ирина Кудрявцева. – Прошло уже несколько выставок, актуализирующих этот пласт: в 2010 году – «Подвиг по плану», в 2016 году – «Передовая передового». Сложно сейчас оценить художественную ценность этих полотен: многие годы эти картины, соцреализм, были отвергнуты, потому что была признана слишком дорогая цена успехов того времени. Об этом не стоит забывать и сегодня, но хотелось бы реабилитировать искусство, которое всего лишь создается созвучным своей эпохе».

Сайт гигантыурала.рф (или giantsoftheurals.ru) представляет собой три блока информации:

  • первый блок – о проекте, ролик и описание исторического контекста тех событий в 1931 году, погружение в эпоху;
  • второй блок – города, послужившие источником художественного материала; как и на самой выставке 1931 года, материал организован по географическому принципу, а в пределах каждого из городов экспозиция разбита по персоналиям художников;
  • третий блок – материал, названный «История», это такой «лонг рид», для тех, кому мало визуального погружения в эпоху; это текст об истории проекта, с ссылкой на архивные источники, снимки начала 30-х годов – те точки, особые атмосферные пространства, которые видели художники; кроме того, в этом разделе использованы тексты писем Евгения Львова своему другу Виктору Перельману, в них мы находим любопытные свидетельства того времени и, конечно же, принципы организации художественного труда – отголоски авангардной утопии о создании коммун, художественных коллективов, где художник анонимен.

Галерея каждого из художников сопровождается библиографической справкой: это художники Евгений Львов, Федор Модоров, Василий Хвостенко, Ярослав Титов.

Художественные работы выставлялись в 1931 году и больше не публиковались, хранятся в запасных фондах ЕМИИ, Пермской и Магнитогорской картинных галереях, Челябинском музее ИЗО.

В рамках этого проекта музеем и его друзьями будет представлена поэма Константина Комарова «Ода гигантам Урала» и пьеса Артема Головина о художнике, который приезжает на Урал 30-го года и попадает в сюрреалистическое пространство.

 

Urals Giants / Гиганты Урала from Pavel Pogudin on Vimeo.

Сайт гигантыурала.рф – очередное эффектное решение культурологической проблемы Музеем ИЗО: во-первых, актуализация коллекции, которую невозможно физически показать в рамках выставочной площади, во-вторых, шаг навстречу потенциальным гостям музея, которые дистанционно удалены, но имеют возможность посетить выставку в виртуальном пространстве.

Коллекция «Гиганты Урала» – живописный пласт, созданный в эпоху перемен, эпоху культурной революции; изучение его дает объективное представление о том, чем жили люди, о чем мечтали, что чувствовали, что было для них важно, во что они верили, потому что «Гиганты Урала» – это не заводы, это люди.

 

Иллюстрации: Бернгард О.Э. Строительство гостиницы «Большой Урал». Начало 1930-х гг. Холст, масло. ЕМИИ; Топорков Д.А. Смена. 1931 год. ЕМИИ.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов