Поиск по сайту

21 Апреля 2017

Гвозди бы делать из этих людей…

Поэма о человеке труда на фотографиях Александра Родченко 30-х годов


Мне нравится!

С 21 апреля по 25 июня в Уральском филиале ГЦСИ работает совместная с Мультимедиа Арт Музеем (Московский Дом фотографии) выставка «Индустриальный мир глазами Александра Родченко».

Болванки разных форм, заводские заготовки, стопки бумаги, ряды печатных форм, асфальт разных текстур, склоненные в едином трудовом порыве головы рабочих, сотни лампочек накаливания – все это музыка! Услышать мелодию мощных индустриальных ритмов можно на фотографиях Александра Родченко, какой бы метафорой это не казалось, но это так.

Набирающий популярность в 20-е годы XX века визуальный вид искусства – фотография может передавать звук, если речь идет о создании ее человеком, который вдохновенно верит в то, что делает, как делает, зачем делает. Родченко оказался среди тех художников начала XX века, которые верили в светлое будущее того мира, в создании которого сами и участвовали.

И их можно понять – слишком силен контраст между прошлым и настоящим. Текстуры закатанного и только положенного асфальта, тени людей, стоящих по краю будущей асфальтированной улицы – вот он процесс наступления прогресса и его блага – сменяющая вечную грязь чистота.

Таких моментов труда, который облагораживает окружающее пространство, у Родченко запечатлено множество. Он скрупулезно фотографирует процесс: если уж пришел на Московский электрозавод, то пусть от этого похода останутся сотни фотографий. Самозабвенный труд, что лить болванку, что делать электросхему, что вилки мыть, что тщательно фотографировать все эти процессы – это все служба новой религии, религии труда. Поэтому заводы того времени – новые храмы, а композиция на фотографиях Родченко, ракурсы, с которых он снимает новую индустриальную эру, только подчеркивают это: стрельчатые окна заводов, возносящиеся в небо шпили башен, мачт связи, почти как иконы, одиночные портреты людей за работой – все во славу человеческого труда.

Но в поэтической и фотографической фразе «Гвозди бы делать из этих людей…» есть и оборотная сторона. Ее видим мы, люди, которые могут с позиции прошедших лет, оценить то, к каким результатам привела та эпоха. Фотографии, на которых запечатлены коллективы, массы людей, мало чем отличаются от фотографий, на которых изображены заготовки или болванки, – это все всего лишь текстуры, незаменимых в этих текстурах нет: убери одного, посади другого.

Через форму (акцент на ней, а не на содержании) черно-белые фотографии Александра Родченко выражают глубокий психологизм, передающий атмосферу того времени. Эта рефлексия отражается через призму истории XX века в нас, зрителях, живущих в постиндустриальную эпоху, если не болью, то сомнением и поиском истины, которая как всегда где-то рядом.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга