Поиск по сайту

27 Апреля 2017

Художественное переживание катастрофы

Мировоззренческий срез начала XX века на выставке «Русские «парижане»


Мне нравится!

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств проходит выставка русских художников первой трети ХХ века из петербургских частных собраний «Русские «парижане». Работать она будет до 11 июня, и до этого времени у всех желающих есть возможность узнать что-то большее о русском искусстве.

В экспозицию включено более ста художественных работ. Авторы – художники, связавшие свою жизнь с Парижем в 1910–1940-е годы, то есть те, кто выбрал этот город для эмиграции, те, кто участвовал здесь в активной русской культурной жизни. Среди представленных на выставке есть такие известные имена, как Лев Бакст, Роберт Фальк, Зинаида Серебрякова, Александр Бенуа, Марк Шагал, а также возвращенные из забвения, по крайней мере, для широкого зрителя, Николай Тархов, Леонардо Бернатов, Грегуар Мишонц, Павел Челищев. Уникальность выставки еще и в том, что это собрание частных коллекционеров, то есть работы, которые большую часть времени закрыты для просмотра.

Собранная выборка художественных работ хоть и является каплей в море искусства «русских парижан», но полностью отражает слом эпох через призму восприятия времени художником. Мы видим многогранный талант представленных авторов: картины в разных стилях, жанрах, интерес и к живописи, и к театру, и к архитектуре, и к иллюстрации в издательском деле, – отражение вечных поисков себя, смысла жизни и, наверное, заработка в условиях эмиграции.

В представленных работах мы видим эпоху перед революцией, сломом мировоззрения. К примеру, размещенные рядом пейзажи 1917 года Колесникова и Горбатоваочень похожи по манере написания, и, хотя они разные по сюжету, на первый взгляд оптимистичному и там, и там, ощущение распада мира на крупные пазлы есть в обеих картинах. Пейзаж «Нескучное» Зинаиды Серебряковой 1917 года передает чувство тревожности, шаткости почвы под ногами, внутренней нестабильности. В этом пейзаже отражено чувство человека, который понимает, что скоро потеряет все.

Картины эмиграционного периода художников, которые до этого творили в реалистической манере, стали близки к импрессионизму, символизму. Если изображены сцены, пейзажи, сюжеты из прошлого, то, что связано с потерянной родиной, то, как правило, манера близка к импрессионизму, потому что это воспоминание. В то же время, к примеру, у Александра Бенуа мы видим вполне реалистичный рисунок фонтана «Нептун» в Версале, выполненный с натуры.

Живопись полна психологизма и внутренней работы, будь это туманные городские пейзажи Фалька или портреты Григорьева 20–30-х годов («Женщина из Бург де Батц»), Челищева («Молодой человек с капустой на голове»), эти портреты притягивают к себе взгляд.

В части работ мы видим сложное отношение к тому, что происходит на родине – в России. К примеру, портрет В.И. Ленина, написанный Юрием Анненковым вне всяких догм, во всей противоречивости этой личности.

Собранное на этой выставке искусство вполне можно сравнить с парящей девушкой, которую Константин Сомов нарисовал для афиши выставки русского искусства в Нью-Йорке в 30-е годы, – русская культура эмиграции оказалась парящей над всем – временем, пространством. Выставка «Русские «парижане» – многоуровневая и глубокая, она отражает в себе всю многогранность сложной жизни начала XX века: творческой, социальной, политической – некий мировоззренческий срез, который надо увидеть самим, найти что-то для себя, прочувствовав и проанализировав увиденные работы.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов