Поиск по сайту

18 Мая 2017

Вселенная Миши Брусиловского

Авторская экскурсия Евгения Ройзмана


Текст: Александра Петкау Текст: Александра Петкау
Фото: Гоша Сапожников Фото: Гоша Сапожников
Мне нравится!

В среду, 17 мая, Глава Екатеринбурга – Председатель Екатеринбургской городской Думы Евгений Ройзман провел авторскую экскурсию по Музею Миши Брусиловского для руководителей Управления культуры Администрации города.

Музей Миши Брусиловского находится в здании Музея невьянской иконы Евгения Ройзмана. Именно он стал инициатором и организатором процесса создания музея. В основе экспозиции – его личная коллекция картин Миши Брусиловского, которая на сегодняшний день является самой большой и полной. В зале можно увидеть как один из первых портретов автора, созданный в 1948 году, так и его последнюю картину «Император Николай II», написанную в год смерти художника – в 2016 году.

При входе в музей создается впечатление, что мы попали в мастерскую художника, потому что повсюду лежат личные вещи, которые до сих пор хранят тепло рук Миши Шаевича. Это и личные дневники,  и переписка с поэтессой Беллой Дижур, и многочисленные награды,  и кисти. Кроме того, на полке стеклянного стеллажа лежит анатомический альбом и тетрадь с пометками и зарисовками скелета человеческого тела. В центре экспозиции расположена палитра, на которой как будто минуту назад кто-то смешивал несколько ярких красок. Кажется, еще немного и зайдет сам Миша Шаевич и примется за работу.

На автопортретах разных лет мы видим неизменно добродушного, искреннего, легко вдохновляющегося человека – таким его помнят все, кто его знал. В своем рассказе Евгений Ройзман обратил внимание слушателей на еще одну черту характера художника: «По его картинам видно – Брусиловский во всем сбивал пафос. Что бы он ни делал, какие бы серьезные вещи ни писал, он всегда «ронял» пафос и сознательно добавлял немножко юмора, сарказма. Из крупных художников, пожалуй, он один такой. Ну, разве что у Марка Шагала это присутствует, но у его работ более трагический тон».  

С долей иронии Миша Брусиловский относился и к себе. Например, в картине «Автопортрет на фоне Воловича» он шутит над своим небольшим ростом: Виталий Волович изображен великаном, а Миша Брусиловский – лилипутом, который смотрит на своего друга с уважением и обожанием. При взгляде на этот шаржированный портрет невозможно не улыбнуться. А на другом черно-белом полотне, представленном в музее, можно прочитать в верхнем правом углу небольшое дружеское послание: «Не сердись, пижончик. Веселись в новом 1961 году. И не пиши мне плохих писем. Миша». Всего четыре предложения, а зритель уже видит не безликий портрет, а душу художника.

Его картины примечательны своей неоднозначностью. Они представляют собой зашифрованное послание. Можно снять первый слой и понять общий смысл, но истинное удовольствие получит лишь тот, кто будет «раздевать» произведение до наготы, пока не дойдет до последнего толкования символа. К сожалению, полный каталог работ художника составить пока невозможно: многие картины находятся в частных коллекциях, другие – считаются утерянными. «Была такая история, – вспоминает Евгений Ройзман, – Миша Брусиловский поехал работать по приглашению Эрнста Неизвестного, который его очень ценил и любил. Эрнста в Нью-Йорке все считали гением. Брусиловский у Эрнста очень долго работал, потом переехал к одному собирателю и оставил там порядка ста работ. И ему просто надо было поехать в  Россию, но он не заполнил декларацию, и так получилось, что его выдворили из США. И все работы остались в Америке. Сейчас они потихонечку разыскиваются».

В одном из стеклянных стеллажей в музее можно увидеть сертификат, который удостоверяет подлинность картины Миши Брусиловского. «Ему очень важно было, чтобы люди понимали, что он дорогой художник, но картинки он мог и дарить, – отмечает Евгений Ройзман. – Ему важно было признание, но он никак его не монетизировал. Он реально был выше этого».  С помощью подобных словесных зарисовок Евгений Ройзман создал портрет Миши Брусиловского – они дружили не один год. Получился личный рассказ о личной утрате и обретении собеседника в работах мастера. Миши Шаевича больше нет, но его полотна, благодаря его друзьям, продолжают жить. Рукописи не горят, картины не умирают.  

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга