Поиск по сайту

19 Июня 2017

Они или мы?

«Фотолето – 2017» открылось выставкой Андерса Петерсена «Кафе Лемитц»


Мне нравится!

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств стартовал большой летний фестиваль фотографии «Фотолето – 2017» выставкой, настраивающей на дискуссию, но интересной и глубокой, еще раз доказывающей, что фотография – изобразительное искусство.

Серия фотографий «Кафе Лемитц» сделана Петерсеном с 1967 по 1970 годы в одном из гамбургских баров, которое фотограф посещал в течение нескольких лет, чтобы стать своим среди завсегдатаев. Эта серия считается началом субъективной фотографии как жанра.

Черно-белые фотографии обращаются к эмоциональной сфере зрителя: цвет диктует условия, тогда как на черно-белом снимке задан только контраст, безоценочная граница между темным и светлым, остальное додумывает воспринимающий. Наверное, черно-белая фотография больше рассказывает о фотографе и зрителе – о тех, кто воспринимает, чем о том, что происходит на фото.

 

Первое, что бросается в глаза, – доверие к фотографу, которое проявляют герои на снимках. Такой открытости Петерсон добился, став своим, прожив несколько лет вместе с этими людьми. Да, при первом взгляде, кажется, что автор фотографий воспользовался доверием, представив героев в невыгодном свете: пьющими, некрасивыми в проявлении чего-то низменного. Но, вглядываясь в изображения, начинаешь ощущать беззащитность и слабость людей в том, что они позволяют себе быть перед камерой некрасивыми, проявлять нежность друг к другу. «Какие-то они извращенцы!» – услышала я фразу от одного из гостей выставки, мне хотелось спросить его: «А мы?» Неужели обнажение своей души, неглянцевость в эпоху лайков уже воспринимаются как извращение? Обнимающаяся пара, прижимающиеся друг к другу в танце люди, которые стесняются, что их заметили, спор у барной стоки, зажатость женщины перед камерой… Даже эпатаж, как и неловкость, – реакция на то, что тебя заметили, ты вызвал у кого-то интерес.

 

Здесь нет «они» – тут больше «мы», перед нами общечеловеческие чувства: фотограф не дистанцирован от своих героев, а значит, и мы, зрители, не можем дистанцироваться. На снимках обычные простые чувства и эмоции, которые мы часто стесняемся проявлять на публике. У героев нет «прописки»: нет национального колорита, нет политических пристрастий, не обозначены их вероисповедание, образование, семейные статус, они не меряются кошельками. В одном из интервью Андерс Петерсен признался: «Путешествуя по Южной Америке, по Китаю, России, видишь, что у людей больше общего, чем различий. Множественность – это для меня гуманизм. У нас могут быть разные религии, разные культуры, но мы – один народ. Я стараюсь достичь глубины: той точки, где мы все одинаковы». В этой серии фотографий глубина достигнута: эти люди больше люди, чем кто-либо, они счастливы в том, что позволили себе слабость или силу быть просто людьми.

 

«Кафе Лемитц» можно сравнить с творчеством Брейгелей, по картинам которых мы сейчас и узнаем жизнь простых людей, а не по глянцу парадных портретов того времени: в лицах «некрасивых» людей отражен мир целиком. В серии «Кафе Лемитц» нет эксцентричности ради нее самой, зато есть гуманизм и нежность к человеку.

Сходить на выставку стоит, чтобы узнать, как ваше сердце откликнется на то, что вы увидите, потому что фотография – это фокус не на изображенном, а тем более, технике фотографирования, это фокус на личности воспринимающего.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Ольга / 20 Июня 2017 в 10:48

Сама очень люблю фотографировать людей такими, как они есть в "данный момент". Хочу сходить на выставку

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга