Поиск по сайту

28 Июня 2017

Бесконечность иконы

Выставка о ведущей династии невьянских иконописцев – Богатыревых


Мне нравится!

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась еще одна глубокая и всесторонне раскрывающая суть экспонатов выставка. Тема: династия невьянских иконописцев – мастерская Богатыревых.

Выставка «Богатыревы. Династия невьянских иконописцев» (куратор Юлия Сирина) задумывалась с несколькими программными целями. Во-первых, показано наследие целой мастерской со своими особенностями и традициями, причем, это та мастерская, которая имела лучшие заказы в XIX веке. Такой срез дает нам новое видение значения невьянской иконы в контексте русской иконописи и вообще мирового искусства. Тут надо отметить, что авторство икон обычно трудно установить, как и датировать их, в отношении наследия Богатыревых таких трудностей меньше, потому что их работы имеют узнаваемые черты и отражение некоторых исторических особенностей. Во-вторых, на этой выставке впервые объединены иконы и прориси к ним, показаны материалы и некоторые этапы создания икон в невьянских мастерских, что раскрывает процесс иконописи и дает представление о том, как долго и как тщательно создавалась одна работа. В-третьих, организаторы выставки практически исчерпывающе представляют иконы из иконостаса домовой церкви купцов-старообрядцев Расторгуевых – Харитоновых, что рушит определенные стереотипы и мифы их тайной религиозной жизни. В-четвертых, экспозиция показывает масштаб реставрационной работы, проведенной с этим комплексом икон, в реставрационных мастерских Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

Эта выставка для медленной и вдумчивой самостоятельной работы зрителя: 60 экспонатов могут погрузить в эпоху, рассказать о невьянских мастерских, особенностях жизни старообрядцев, представлениях человека о мире 200 лет назад, творческом процессе того времени, а ведь еще есть работа души, которая непременно откликнется на сюжеты иконы Рождества, «Символ веры», «Акафист Богоматери «Взыграние младенца», «Богоматерь «Всем скорбящим Радость» и т.д.

Вот, к примеру, икона «Александр Невский со сценами жития», она относится к яркому периоду творчества мастерской, приблизительно 30-м годам XIX века. Выполнена икона в старообрядческой традиции: Александр Невский изображен не в образе великого князя, а в образе монаха. Или икона «Из чрева прежде денницы родих тя» (предоставлена Музеем «Невьянская икона»), которая отражает тексты 109 псалма о заблудшей душе в образе скитающегося человека: он преодолевает горы (препятствия), заросли, приходит к Богу, к диалогу с ним. Такие сложносочиненные сюжеты, с одной стороны, отражали то, что икона была книгой для неграмотных, с другой, можно было иметь только одну такую икону для мобильности – все-таки времена были противоречивыми, и староверы всегда были готовы сняться с места и уйти из-за гонений. Кстати, обе эти работы, и еще, к примеру, «Богоматерь «Всем скорбящим Радость» объединяет лейтмотив корабля и моря. Работы Богатыревых всегда были демонстрацией чего-то большего, они не были региональными – невьянскими, уральскими, они значительно расширяли рамки восприятия и были вписаны в общеевропейский культурный контекст. Не случайно при взгляде на «Богоматерь «Всем скорбящим Радость» возникает ассоциация с европейской «Мадонной мореплавателей», но на иконе Богатыревых образы все-таки православные, сохранены византийские одежды.

Кстати, о контексте. Чтобы создавать такие сложные по сюжету и технике иконы, надо было виртуозно владеть живописью, быть грамотным, знать историю, читать литературу, иметь широкий кругозор – все это было у Богатыревых, в том числе, своя собственная активная жизненная позиция (отстаивание прав и интересов старообрядческой общины). И тут рушится распространенный миф о том, что старообрядцы сидели в темных уголках и жили прошлым. В представленных иконах Богатыревых мы видим, что они интересовались живописью Ренессанса. В сюжетах иконы «Святой Лев Катанский с житием» изображен европейский ландшафт – итальянские и голландские архитектурные формы. Использованы европейские традиции изображения животных на иконах (собачки, зайцы), подчеркивание статуса заказчика его вписанностью в сюжет (в отличие от традиции русской иконописи, где догмой является полное смирение, поэтому заказчик не присутствовал на иконах), а самое главное, сложные символико-аллегорические сюжеты с догматическим подтекстом.

Технически мы видим тщательно прорисованные работы со множеством деталей, с использованием разных цветов, качественные, хорошо сохранившиеся за 200 лет (Богатыревы использовали лучшие органические и минеральные пигменты из Италии, к тому же у них был секретный ингредиент – яичный желток) иконы. Они пользовались накопленным за историю мирового искусства багажом стилей и знаний, умело сочетая их, не отходя от православной старообрядческой традиции, при этом привнося индивидуальность в иконопись.

На выставке Музея ИЗО представлено изображение практически размер в размер иконостаса домовой церкви из усадьбы Расторгуевых – Харитоновых по архивной фотографии 1880 года. Над ним работали Богатыревы с 1814 по 1823. По масштабу увиденного, по количеству икон можно понять, что, скорее всего, хозяева особняка – купцы-староверы – в XIX веке уже не прятались, и что это расхожий миф об их тайной религиозной жизни.

По счастливому стечению обстоятельств, практически все иконы этого комплекса уцелели. Ими не выстлали пол и не пустили в топку паровоза по той причине, что экспертом на заседании антирелигиозной комиссии, которая решала, что уничтожить, что передать в музей, в тот момент, когда рассматривалась их судьба, выступил сын Онисима Клера (основателя УОЛЕ) Модест Клер. Он сумел убедить комиссию в их художественной ценности, и сначала они попали в антирелигиозный музей, а затем были переданы в краеведческий музей.

Таким образом, мы видим вписанное в мировой культурный контекст творчество ведущей династии невьянских иконописцев-старообрядцев. Творчество, в котором каждое произведение, – сложносочиненное, наполненное бесконечностью. Попробовать узнать что-то и открыть для себя в иконописи Богатыревых можно до 6 августа в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов