Поиск по сайту

13 Июля 2017

Революция глазами иностранца

Марги Кинмонс о революции 1917 года и авангардистах в TheatreHD


Текст: Анастасия Мошкина Текст: Анастасия Мошкина
Мне нравится!

Летняя программа TheatreHD пополнилась проектом #АртЛекторийВкино. На этой неделе состоялся показ фильма британского режиссера, сценариста, продюсера, исследователя мира искусства Марги Кинмонс «Революция — новое искусство для нового мира». В нем затрагиваются две актуальные темы – революция 1917 года и авангард в искусстве: чем они связаны, как повлияли друг на друга, что из этого всего получилось.

Почти десять лет назад автор сняла первый фильм о России («Мариинский театр»), и с тех пор эта тема не отпускает ее: была проделана работа «Открывая Эрмитаж», и вот теперь для западного зрителя режиссер Марги Кинмонс решила открыть русский авангард.

«Мы знали, о чем мы писали», – с этой фразы художницы-аванградистки Варвары Степановой начинается фильм. На экране девушки-художницы пишут лозунги на кумаче: «Равные права женщинам!», «Землю – крестьянам», «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» В фильме достаточно времени уделено тому, как назревала необходимость перемен. Правда, рассказано об этом очень поверхностно, что, в принципе, простительно для фильма, который рассчитан на европейскую публику, впервые прикасающуюся к истории революций в России.

Не удалось авторам также избежать штампов. К примеру, мысль о крестьянах, которые так и остались рабами, несмотря на отмену крепостного права, и «от безысходности стекались в крупные города и формировали пролетариат с революционным настроем», звучит под песню «Эх, дубинушка, ухнем».

Вопросы возникают и к демонстрации результатов революции: голодомор, ГУЛАГ, террор, гражданская война – все эти ужасы и действительные трагедии показаны между прочим, вроде «страшилки»: «А вот еще в России такое было…»

Искусствоведческая тема, посвященная авангарду, раскрыта отлично: зрители видят хороший исследовательский материал о корнях, мотивах творчества, о том, к чему оно приводит, о психологии. Конечно, те, кто уже хорошо знаком с авангардом, не услышат для себя откровений, но для первого приближения к теме фильм удачен.

Одна из особенностей фильма – интервью с наследниками художников: они все – наши современники, и их мнение, почему их предки поддержали революцию, слушать интересно. Можно увидеть внуков и правнуков Аристарха Лентулова, Петра Кончаловского, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Родченко, Густава Клуциса, Николая Суетина. Основная мысль – представители авангарда в России были молоды и хотели перемен. Внутренняя потребность в изменении политической, социальной систем породило авангард в искусстве.

Аристарх Лентулов изображает в своих работах людские массы на фоне церквей – плоский мир, изломанное мировосприятие. «Искусство не должно обслуживать государство и религию», – пишет Казимир Малевич и размещает свой знаменитый «Черный квадрат» в «красном» углу, то есть там, куда в православных домах ставят иконы. И «Черный квадрат» становится чем-то вроде Всемирного потопа в искусстве – история очистилась, обнулилась и пишется заново. Традиционное классическое, фигуративное искусство уже не соответствует новому мышлению, поэтому революционерам нужны авангардисты, а авангардистам – революционеры. Совершенно случайно тем и другим стало по пути.

В фильме рассказывается история Николая Пунина, первого советского комиссара в искусстве, который добился того, чтобы художники получили статус трудящихся. После революции у художников-авангардистов было много работы: их язык требовался для того, чтобы донести новые декреты, директивы правительства до неграмотного населения. Художники очень живо откликнулись на это, им нравилось создавать новый космос. Появились творцы из народа, которые смогли показать себя, к примеру, Кузьма Петров-Водкин.

Развивается фотография, дизайн, реклама, плакатное искусство, кино, театр. К сожалению, не прошло и десяти лет, как начался культурный исход: новому строю новые идеи стали не нужны, не нужны люди, думающие и имеющие свои идеи, мысли, вкусы, предпочтения, а самое главное, мнения. Соцреализм стал основным направлением в искусстве, кто не смог перестроиться, мимикрировать, умер в лагере или еще на допросах. В фильме звучит одна мысль между строк: посмотрите, они «раскачали» историю, сбросили с себя одни оковы и оказались в следующих.

Чем интересен фильм Марги Кинмонс российскому зрителю, кроме возможности услышать мнение о своей истории? Во-первых, можно увидеть то, что чаще всего хранится в запасниках российских музеев – произведения авангардного искусства. Во-вторых, можно понять, что такое творческая династия: послушать внуков и правнуков художников, чьи имена тоже на слуху – они современные режиссеры, искусствоведы, художники. В-третьих, еще раз восхититься героизмом музейных работников, которые в очередной раз, вопреки спускаемым сверху приказам, сохранили искусство для потомков. В-четвертых, убедиться, к каким страшным результатам может привести союз политики и искусства, когда первая превращает второе в средство воздействия. И самое главное, в фильме наглядно показано, что есть судьба художника и человеческая судьба: человек может остаться в истории, погибнув в ее жерновах.

Иллюстрации к тексту с сайта TheatreHD

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга