Поиск по сайту

17 Июля 2017

Уральское современное искусство в тени времени

В Уральском филиале ГЦСИ состоялось превью выставки концептуального искусства уральских художников второй половины XX – начала XXI века


Текст: Александра Петкау Текст: Александра Петкау
Фото: Гиоргий Хецуриани Фото: Гиоргий Хецуриани
Мне нравится!

В четверг, 13 июля, в Уральском филиале ГЦСИ состоялось превью выставки «Приручая пустоту. 50 лет современного искусства Урала».

На часах 19:00. Искусствоведы, кураторы, художники и гости, неравнодушные к современному искусству, начинают подходить на превью – закрытый показ выставки концептуальных произведений уральских художников в период с 1960-х годов по настоящее время.

За формальную точку отсчета появления современного искусства на Урале взято произведение Валерия Дьяченко «Чье это облако?», которое датировано 1967 годом. Именно это произведение можно увидеть при входе на экспозицию. По мнению Татьяны Жумати, доцента кафедры истории искусств Уральского федерального университета, эта картина «может быть названа одним из первых произведений советского концептуализма, появившимся задолго до образцов «московской школы». Картина была привезена из Ейского историко-краеведческого музея специально для этой выставки.

Экспозиция разделена на три хронологических блока: 1960–1980, 1980–2000, 2000 по сегодняшний день. Особенность проекта заключается во включении работ в исторический контекст жизни Урала. Рядом с картинами на стене можно увидеть газетные вырезки из «Вечернего Свердловска» и поясняющие тексты авторов. Например, к работе Тимофея Ради «Твой ход», созданной в 2013 году, приложен следующий текст: «Есть одна вещь, единственная, в которой можно быть точно уверенным: все, в конце концов, исчезнет. Этот город, улицы, дома, даже мы и наши дети. Пройдет время, и опоры этого огромного моста станут шаткими, упадут, сложатся, как домино. Это значит, что если вещи не вечны, а нет вечных вещей, мы можем менять их, как захотим. У каждого есть что-то незыблемое, неизменное, но это не правда. Последний ход всегда за тобой».

Концептуальное искусство не может быть прочитано однозначно, поэтому художник дает только подсказку своему зрителю, а внутренний смысловой пласт он должен считать сам. Интерпретацию создает зритель: он отталкивается от той «почвы», которую ему дал автор. Нередко автор транслирует с помощью своего произведения безмолвный крик как реакцию на окружающие его явления и тенденции, задача зрителя – услышать его.

На выставке представлены экспонаты не только из музеев, но и из частных коллекций. Например, многие посетители долго не могли отойти от «Досочек» Евгения Малахина (Старика Б.У.Кашкина) из частной коллекции Валерия Павлова. Кроме того, на выставке есть ранние картины Старика Б.У.Кашкина, которые до этого не выставлялись.

В выставочных залах представлены не только полотна картин, но и видеоинсталляции. Так, арт-группа «Зер Гут» показала свой видеопроект «Визуализация приручений», который был ими создан в 2002 году. Их идея заключалась в том, чтобы показать сложность сохранения внутреннего «Я» при воздействии обстоятельств внешнего мира. Три художника выложили на снегу из семечек свои портреты и сняли на видеокамеру процесс того, как птицы уничтожают его. В диалог с той темой вступает видеодокументация перформанса «Иллюзия присутствия» Влада Михеля, молодого художника из Челябинска. Этот перформанс – первый в его творческой биографии – был проведен в апреле 2017 года. В течение 24 часов Влад находился в изолированном пространстве галереи современного искусства «OkNo» и говорил обо всем, о чем, как ему казалось, нельзя говорить в обычной жизни. Можно предположить, что главная тема его монолога касалась политики, так как свой перформанс он придумал в качестве ответной реакции на протестные митинги, которые состоялись в Москве в марте 2017 года. Зритель видит на экране запись, но не слышит героя. Рядом есть только поясняющий текст, в том числе и такие строки: «1. Рано утром проснись и заклей себе рот. Это избавит тебя от забот. Не скажешь ничего лишнего. Это удобно».

В рамках выставки организаторами запланированы встречи и лекции с художниками свердловского андеграунда 1980-х. В четверг, 20 июля, в 19:00 состоится лекция художника Владимира Жукова «Художники свердловского андеграунда 1960–1970 годов». В пятницу, 21 июля, в 18:00 пройдет презентация перформанса по итогам летней творческой лаборатории «Я уверен в себе. Приручая пустоту», а в четверг, 27 июля, планируется встреча с Валерием Павловым и Игорем Шуровым и презентация альманаха «Самиздат «Свердловск 70-е, 80-е 90-е».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга