Поиск по сайту

19 Июля 2017

Чемодан: культурологические заметки

Чемодан и его метафоры в литературе, уличных скульптурах и арт-объектах


Текст: Александра Петкау Текст: Александра Петкау
Мне нравится!

Лето – время отпуска, и порой чемодан складывается в последний момент, после путешествия он протирается и убирается на полку, вот и вся его жизнь. Между тем, это совсем не так, если посмотреть на него метафоричным взглядом. Мы предлагаем вам совершить вместе с нами путешествие по стране «чемодан» и сделать остановки в городах «литература», «уличные скульптуры» и «арт-объекты».

Перед любым путешествием мы читаем о той стране, в которую собираемся. Давайте так сделаем и сейчас.

Происхождение слова «чемодан» связано со словом из персидского языка «ǰāmädān». Оно обозначает место для хранения одежды. Сложно представить, но чемодан появился всего два века назад. Узелки, сундуки и корзины были удобны для перевозки вещей в карете, но не на поезде. Именно французский мастер Луи Виттон сделал чемодан таким, каким мы знаем его сейчас: из легкого материала с водонепроницаемым холстом, с разными отделениями и с пряжкой сбоку. До него чемоданы были круглой формы и открывались только сверху, что создавало сложности: такие чемоданы невозможно было укладывать в штабеля, а значит, перевозить. Затем чемодан совершенствовался в основном благодаря американским мастерам. В 1970-х Бернард Дэвид Садоу придумал прикрепить к нему колесики,  а в конце 1980-х пилот Роберт Плат создал и выдвижную ручку к нему.

Так и получился чемодан – живое существо с ручками, ножками и полноценным телом, а еще с душой – с чемоданным пространством. Оно впитывает воспоминания о прожитых днях: счастливых и чуть менее счастливых – и неспешно рисует картину нашей жизни как ее безмолвный свидетель. Каждый раз, когда мы собираем чемодан в дорогу (дальнюю или близкую – это не так важно), мы складываем туда вещи и предметы,  которые могут рассказать о нас даже больше, чем мы сами о себе знаем или хотим знать.

Итак, наше путешествие начинается.

Остановка «Чемодан и его содержимое в литературе»

Если произнести два слова: «чемодан» и «литература», то сразу же в памяти всплывает «Чемодан» Сергея Довлатова. У него чемодан – это дом в миниатюре.  В нем всего восемь вещей, среди которых есть и  носки, и  ботинки, и костюм, и ремень. Каждая вещь с историей, которую и хранит чемодан. В это маленькое пространство вмещается вся его жизнь. 

Об этом же и постсоветский рассказ «Гадаутские груши» Людмилы Улицкой. Речь в нем идет о знаменитых фанерных чемоданах с сочными фруктами внутри. Этот чемодан не предназначался для груш, поэтому его ручка сразу же отлетела, поднять его было невозможно, но так ли это важно? Чемодан же принес дефицитные груши домой. Кажется, что это зарисовка одного дня, на самом деле, эпохи. В нем, словно в раме, оформилось время. Стоит коснуться этого чемодана и воспоминания заполнят душу всю без остатка.

На страницах романов Эрих Марии Ремарка чемоданы почти никогда не показывают своего содержимого. Они не каждому откроют душу. В романе «Три товарища» чемодан становится символом изменений в жизни героев, их надежд на счастье.

Сначала это чемодан, залитый солнечным светом: «Нагруженный чемоданами, наш ситроэн походил на терпеливого навьюченного ослика. – Надеюсь, он не развалится по дороге, – сказал я. – Не развалится, – ответила Пат. – В данный момент это самый прекрасный автомобиль из всех, какие я знаю». В конце чемодан становится символом печали, ведь именно в него Пат уберет платье, которое ей уже будет не суждено достать: «она медленно сложила платье, но не повесила его в шкаф. Сунула в чемодан». Вдох любви и вдох смерти – он надежно принял их в себя и закрылся пряжкой.

Нам пора двигаться дальше и осмотреть не только героев страны «Чемодан», но и их окружение.

Остановка «Чемодан и уличные скульптуры»

Оглянитесь, посмотрите по сторонам. Во дворике Петербургского филфака стоит небольшой памятник: голова Бродского на чемодане, который стал символом эпохи. Помните фотографию? Иосиф Бродский сидит на большом кожаном чемодане перед отъездом из страны. Для него этот предмет стал знаковым – чемодан привез отец в качестве трофея с войны, а теперь же он оказался его последней памятью о Родине, которая поэта не поняла и приняла.

А вот, с другой стороны, можно увидеть работы французского скульптора Бруно Каталано. Человек (путешественник) вылеплен не полностью, акцент сделан на чемодане, который находится в его руке.  Он говорит о владельце многое, если не все.

Посмотрим чуть дальше и заметим знакомые места Екатеринбурга. На привокзальной площади есть «Памятник пассажирам». Люди бегут-бегут и не могут убежать без своих чемоданов. Они тяжелые и увесистые, в них, кажется, все нажитое имущество. Рядом на таком же чемодане, как на плече друга, спит девушка. Казалось бы, всего лишь предмет, а в нужный момент может стать и надежной опорой. 

Времени остается немного. Впереди еще одна станция. 

Остановка «Чемодан и арт-объекты»

Двери открываются, а перед нами не яркие цвета, а черно-белые. Это снимки португальского фотографа Руи Калькада Бастос «Человек с зеркальным чемоданом».  Они  показывают, насколько человек и артефакт переплетены друг с другом, насколько неразделимы. 

На другой стороне улицы можно увидеть работы израильского художника Юваля Яири «Чемоданы памяти». На чемоданах-картинах изображены пейзажи и воспоминания, очерченные в тоне сепия. Чемодан становится не просто вещью, он становится продолжением самого человека, его памятью.

Хочется остаться в этой стране «Чемодан», но время не ждет, нужно уезжать. Для того, чтобы вернуться, кидаем мысленно монетку и собираемся в путь домой к своему любимому чемодану, к которому крепится смешная бирочка (не дай Бог потеряется!).

Приятных вам путешествий вглубь страны, вглубь литературных произведений и вглубь себя.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга