Поиск по сайту

31 Июля 2017

От коллажей до Б.У.Кашкина: ищем тайны в галерее «Март»

«Искусство тайны» в галерее «Март»: экскурсия по выставке


Автор: Дмитрий Ханчин Автор: Дмитрий Ханчин
Мне нравится!

В рамках проекта «Фотолето» Екатеринбургского музея изобразительных искусств в галерее «Март» открылась выставка «Искусство тайны». На ней собраны работы шести разных художников, которых объединяет тяга к экспериментам, свободное обращение с материалами и попытки отыскать тайну бытия.

Галерея «Март» работает в формате тотальных инсталляций и полностью преображается с каждой новой выставкой. Когда ее стены украшают, например, снимки заснеженных и заброшенных строений, все вокруг приходит в соответствие с безмолвием, запечатленным на этих кадрах. А во время фотопроекта о тюрьмах и колониях галерейное пространство преобразилось в натуральные казематы. Словом, в «Марте» все работает на создание атмосферы, в которую посетитель не то, что погружается – ныряет с головой.

«Искусство тайны» – это пять фотопроектов, пять выставочных зон и пять атмосфер, каждая из которых по-своему притягательна и, в полном соответствии с названием, таинственна.

Первым делом гостя галереи встречают коллажи московского художника Олега Бородина. Вырезки из журналов, картинки из интернета и другой подручный материал трансформируется в сюрреалистические и ироничные зарисовки из жизни современного человека.

Своей контрастностью и своей четкой, подчас парадоксальной геометрией работы Бородина напоминают картины Рене Магритта, однако о заимствовании речи не идет: московский автор просто продолжает дело именитого бельгийца в наше время, живописует лучезарный пластиковый путь, по которому мы все идем в нашем XXI веке.

Питерский фотограф Александр Черногривов далек от иронии и сарказма, его поле деятельности – память. Свои работы он делает без использования фотоаппарата: вместо этого он берет фотобумагу и либо проецирует на нее свет через прозрачные и непрозрачные предметы, либо прикладывает к ней сами эти предметы. Так получилась серия работ «Игрушки» – визуализированные детские воспоминания.

Анна Немченок тоже из Санкт-Петербурга. На выставке представлены две ее серии. Одна из них посвящена «Поэме без героя» Анны Ахматовой, другая – Уильяму Шекспиру. Образы этих великих творцов она собрала из театрализированных фотоснимков, рисунков, рукописей, клякс, световых проекций. Работы Немченок – плотные, барочные, насыщенные реминисценциями – вступают со зрителем в культурный диалог.

Следующий участник выставки хорошо знаком екатеринбургской публике – это Старик Б.У.Кашкин. Он больше известен как отец уральского стрит-арта, однако этим его творческая деятельность отнюдь не исчерпывалась. До того, как заняться живописью, Евгений Малахин (настоящее имя художника) увлекался фотографией. Он снимал натюрморты, близких людей и репродукции картин, а с получившимися пленками поступал по-свойски: варил и в кипятке, морозил, всячески деформировал.

Для семидесятых годов его техники были революционными – особенно для СССР, где фотография даже не считалась искусством. Однако прелесть этих работ заключена не в технических особенностях: Б.У.Кашкин наполнял свои снимки экспрессией, освобождал их от авторского контроля и давал им жить собственной жизнью. Серия «Случаи» – тоже воспоминания, каким-то чудом запечатленные на фотопленке.

Схожим образом обошлась с негативами еще одна уральская художница – наша современница Полина Стадник. Она снимала руины античных храмов, а затем топила фотографии в морской воде, позволяя солям разъедать слайды и оставлять на них свои «автографы». Этими «автографами» стали завораживающие узоры, где-то похожие на звездное небо, где-то – на стаю перелетных птиц. Получились очень нежные фотоработы – будто картинки из полузабытых снов.

В паре со Стадник работала Татьяна Швецова-Яперова, на ее снимках изображены модели, однако работала она с ними не как с людьми, а как со скульптурами или с архитектурными строениями. Размытые водой руины и мраморные девушки вступили в гармонию друг с другом, а в целом эта часть выставки напоминает об эстетике Tumblr, веб-панке и других модных арт-явлениях.

Несмотря на разные подходы к творчеству, каждый из художников по-своему отразил тайну бытия. У Стадник и Швецовой-Яперовой эта тайна сокрыта в древности, Немченок предлагает отыскать ее в мире искусства, у Б.У.Кашкина и Черногривова она проглядывает сквозь бледную ткань памяти, а Бородин через свои коллажи и вовсе говорит, что никаких тайн нет, да только немного пасмурно от того, что все ясно. Одно ясно точно: «Искусство тайны» – одна из самых интересных выставок этого сезона, предлагающая погрузиться в пять разных художественных миров, лавировать между ними, прикоснуться к разным тайнам и вернуться в обычную жизнь немного другим человеком.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга