Поиск по сайту

01 Августа 2017

Кураторство как последовательность случайностей

Беседа о связи куратора и художника, о смыслах и успехе, о случайностях, которые выстраиваются в последовательность


Текст: Анастасия Мошкина
Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

В рамках «Фотолета» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств прошла серия интерактивов – мастер-классов, лекций, круглых столов, ревю, посвященных фотографии. Одно из таких мероприятий, круглый стол «Фотограф и куратор» в рамках выставки «Токийские истории», затронуло тему кураторства, молодой, не только в России, но и в мире, профессии в сфере искусства.

В беседе принимали участие фотограф и журналист Паскаль Дюмон, арт-директор Екатеринбургской галереи современного искусства Елена Шипицына, куратор Центра фотографии «Март» Артем Беркович, фотограф, чей проект «Милиция» сейчас представлен в Екатеринбургской галерее современного искусства, Георгий Майер. Модератором круглого стола был Андрей Мартынов, арт-директор Новосибирской международной биеннале современной фотографии Different Dimension, куратор выставки «Токийские истории», известный в амбассадор российского искусства в мире и мирового искусства в России, подвижник фотографии как вида искусства в России.

Андрей Мартынов серьезно занимается фотографией: его не без преувеличения можно назвать пиарщиком фотографии как вида искусства. Фотография в истории российского искусствоведения – молодой вид: она впервые начала восприниматься всерьез, а не как прикладной жанр, не более двадцати лет назад. И произошло это не без участия Мартынова. Но эта встреча, состоявшаяся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств на площадке выставки «Токийские истории», была больше о другом, тоже молодом явлении – кураторстве.

На основе беседы участников круглого стола мы составили список принципов для начинающего куратора в искусстве.

Инициативы должны становиться традициями

Человека, у которого много интересных идей, еще нельзя назвать куратором. Куратор – тот, кто воплощает идеи. Даже если ты начинаешь говорить о них с другими, сам еще не веря в их реализацию, но за время разговора начинаешь верить и заряжать других, – это первый шаг к успеху. Идеи должны реализовываться, а потом – в идеале – становится традициями. Пример: фестиваль меццо-тинто Екатеринбургского музея изобразительных искусств, когда интересная идея реализовалась, понравилась публике, стала традицией.

Не опускать руки и объединяться

Лучше всего куратор умеет объединять и объединяться. Не всегда у куратора есть ресурсы (любые) воплотить идею, но идея должна жить, и тогда опытный куратор идет объединяться (= идет на компромиссы).

Объединяться можно с частными и государственными галереями, искать поддержку у официальных структур – посольств, таможни, органов власти, Министерства культуры, элементарно – у коллег. К примеру, фотография как вид искусства в России сейчас как никогда нуждается в продвижении – нужен прорыв. Но этого никогда не достичь без кооперации в самой сфере, без элементарного взаимопонимания между выставочными пространствами, творческими союзами, фотографами. Без этого объединения невозможно делать крупные проекты, которые бы говорили о том, как актуальна фотография. Невозможно воплощать статусные проекты без единомышленников, а для этого надо объяснять людям, что они не конкуренты, а коллеги. Пример – проект «Фотолето»: в этом году он пополнился площадками-участниками разных форматов. Но это не просто площадки, Екатеринбургский музей изобразительных искусств искал партнеров, полноправных участников диалога, поэтому все участники перед началом проекта выражали, что кому интересно – и фестиваль в этом году как никогда диалогичен.

Самое главное условие компромисса – качество воплощения проекта не должно страдать.

Суть работы куратора – увидеть последовательность случайностей

Идеи, которые куратор воплощает, иногда так смелы, что он не всегда сам верит в их воплощение. Но все равно начинает работать по ним. Что такое работа куратора? Случайные моменты, случайные контакты, случайные встречи. В этой случайности – суть деятельности и успех куратора. Нельзя бросать воплощение интересных идей, надо ездить, встречаться, общаться. Чем больше общения, тем больше случайностей. Чем больше случайностей, тем ближе воплощение идеи. Последовательность случайностей выливается в реализацию проекта. Для куратора многое значит его личная инициатива. В первую очередь, инициатива знакомиться с людьми и поддерживать личные контакты.

Куратор и художник – собеседники

Художник – это многозначный импульс. Раскрыть эту многозначность, поместить ее в контекст – работа куратора. Куратор – человек широкого кругозора, и этот взгляд со стороны нужен художнику, чтобы выйти за пределы себя, что-то понять о себе, вдохновиться на новые смыслы. Опытные кураторы часто помогают молодым художникам: открывают для них грани их собственного творчества, помогают определиться с тем, что хочет художник как личность. Кураторов не много, хороших, опытных – еще меньше. Высший тип кураторства – выводить начинающих художников в свет, на мировую арену. Без художника невозможна работа куратора. Без куратора современному художнику трудно.

Как куратору встретить своего художника, а художнику своего куратора

Тут все одновременно просто и непросто. Личная активность художника + личная активность куратора + случайность = плодотворный, интересный проект. Ключевое слово для современного художника – активность.

Зачем нужны выставки фотографу, когда есть интернет

Выставка – это выход во вне. Мы и так все оторваны от внешнего реального мира политическими, социальными факторами, медиа, которые вытесняют привычные связи из нашей жизни. Выставка для художника – это возможность встретиться со случайностью, возможность получить обратную реальную, не анонимную связь. Не каждый проект художника должен завершаться выставкой, но иногда появляется одно изображение в серии, достойное показа: оно ставит проблему и может служить причиной обмена мнениями. Тогда художник не утрачивает связи с действительностью, а общество – с людьми искусства.

Экспозиция – это работа с пространством и со смыслом. Между работами художников (или одного художника) могут возникать связи, придающие работам новые смыслы. Эти смыслы дают возможность художнику посмотреть на себя со стороны, в контексте.

Выставка – это спектакль, который рождается и умирает

Что такое выставка для куратора? Выставка – воплощение идеи. Выставка, как сказал Артем Беркович, – это спектакль, который, каким бы гениальным он не был, все равно умрет. Произведение продолжает жить, так как у него есть ценность и без контекста выставки. Выставка – интерпретация каждого произведения. И эта интерпретация бесконечна и конечна одновременно: выставки заканчиваются, но произведение может попасть в другую подборку. Иногда глубокие проекты переосмысляются и повторяются спустя время, но это уже другие проекты.

Умные кураторы всегда обозначают художнику условную тему и всегда знают, кому будет интересна поставленная им тема (это приходит с опытом). Не существует хорошей выставки вне концепции куратора. Что такое концепция? Это оправдание, почему эти авторы вместе, почему работы этого автора вместе, а еще репрезентативный выбор, задающий актуальную проблему. Куратор не загоняет художника с его работой в тему, эта тема уже в сути творчества художника. Даже если он (художник) реализует работу к конкретной теме (и такое бывает).

Куратор и заказчик, куратор и продюсер – это разные вещи

Художник и куратор общаются только на одной платформе – на взаимном интересе друг к другу и теме. Художник не обязан себя анализировать, в то время как куратор — это зеркало, предоставляющее художнику шанс увидеть себя в широком контексте. Куратор не диктатор, а дирижер, где хор – это не художники, участвующие в выставке, а работы художников. И этот хор работ – такая же последовательность случайностей, как и вся деятельность куратора. Куратор не продюсер художника, он не выстраивает линию успеха художника, он выстраивает линию смыслов. Хороший куратор – автор выставки, прислушивающийся к художнику. Они не обслуживают друг друга, а делают вклад в общее дело.

На чем куратору строить отношения с людьми

Чего только не придумали люди за историю деловых отношений друг с другом. Но самым главным было, есть и будет доверие. Только на доверии фотограф может отдать свои файлы для печати работ к выставке – и таких ситуаций в работе куратора множество. Отношения между людьми могут быть разными, и выставка – клубок отношений: куратор должен быть готов взаимодействовать со всеми – курьером, таможней, галереей, художниками. Куратор может одновременно договариваться с посольством какой-либо страны о помощи в доставке работ и с художником, который выражает недовольство, почему у него на выставку взяли одну работу, а не четыре, как у художника Х.

Коммуникативные навыки куратора напрямую пропорциональны количеству имен в его черном списке, с кем он никогда не будет работать: чем короче список, тем талантливее куратор.

Итак, мы видим, что кураторство – это деятельность личностей. Они, как правило, хотят что-то изменить к лучшему в нашем мире: чтобы мы (публика) стали дружнее, добрее, умнее и т.д.

Школа кураторства – новый мировой опыт в сфере искусства. Насколько он приживется – покажет время. Художнику стоит выходить на контакты с кураторами: деление на виды искусства в современном мире стираются, иногда работы художников существуют только на время выставки как результат прямого взаимодействие с куратором (примеры биеннале современного искусства). Для нас же, зрителей, важно то, что куратор транслирует миру свой вкус и интеллект, а это значит, что они у него априори должны быть.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов