Поиск по сайту

21 Августа 2017

Чёрная манера: эпизод четвёртый

IV Международный фестиваль меццо-тинто: фоторепортаж


Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

В минувшие выходные, в День города, в Екатеринбурге открылся большой фестиваль, посвященный одной из самых редких изобразительных техник.

«Биеннале меццо-тинто» – так можно было бы озаглавить это мероприятие ввиду того, что проходит оно у нас строго раз в два года. У нас – и больше нигде: фестиваль – единственный в своем роде, такого больше нигде не увидишь.

Вряд ли жителям Екатеринбурга нужно объяснять, что это такое – меццо тинто. Ограничимся краткой справкой: это редкая и крайне трудоемкая техника гравюры глубокой печати. Из-за преобладания темных тонов ее называют «черной манерой». В этой технике трудится около четырех сотен художников по всему миру. Кроме того, меццо-тинто – личная обсессия директора Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никиты Корытина. И в 2011 году он превратил свое увлечение в международный фестиваль, который к текущему моменту стал большим международным событием и гордостью Екатеринбурга.

Итак, фестиваль – четвертый. Участников – девяносто девять человек из тридцати трех стран мира. Работ – великое множество, расположены они в залах ЕМИИ и Музея архитектуры и дизайна УралГАХА. Сюжеты – самые разнообразные. Портреты исторических личностей. Индустриальные пейзажи. Зарисовки из сумрачных зон. Сюрреалистические видения. Минимализм, супрематизм, четкая геометрия линий. При таком разнообразии стилей и тем, работы гармонично уживаются друг с другом в выставочном пространстве.

Среди авторов – как дебютанты жанра, так и признанные мастера меццо-тинто. Один из них – Мартин Мичтелл, британский художник, прикованный к инвалидной коляске. На втором фестивале он стал победителем конкурса, на третьем представил персональную выставку, сейчас его встречают как дорогого и любимого гостя. «Я  влюбился в Екатеринбург, – признается Митчелл и добавляет: – Этот фестиваль — прекрасная возможность познакомиться с новыми друзьями и увидеться со старыми. Техника, в которой мы работаем, связана с глубоким сосредоточением на своих возможностях, с концентрацией и долгосрочным пребыванием в мастерской. Для нас Фестиваль меццо-тинто в Екатеринбурге стал замечательной возможностью увидеть что-то еще и пообщаться».

Впрочем, одним лишь общением дело не ограничивается: это не только встреча друзей, но еще и конкурс, в котором участвуют работы, созданные с 2015-го по 2017-й. Уже известно имя победителя этого года: гран-при фестиваля взял японо-французский художник Микио Ватанабе. Герои его работ – бабочки, ящерицы, обнаженные люди и другие причуды этого мира. Премию за конгениальность техники и образного решения получил гость из Латвии Гюнтарс Зитинс, награду за верность традиции и совершенство графического мастерства – ирландец Ирлинг Валтирсон, а за оригинальность авторской версии и преодоление классических стереотипов наградили польского художника Томаша Винярски. Все победители получили право на персональные выставки в рамках V Международного фестиваля меццо-тинто, что состоится в 2019 году. Ну а каждый участник нынешнего фестиваля передаст одну из экспонировавшихся работ в коллекцию Екатеринбургского музея изобразительных искусств. 

Для самых любознательных на фестивале предусмотрены мастер-классы: аргентинская художница Дебора Чапман наглядно показывает, как создаются гравюры из меди. Делается это вкратце так. Сначала берется медная пластина. На ней с помощью специального инструмента – качалки – вычерчиваются рельефные линии. Процесс долгий, монотонный, может занять несколько часов или даже дней. Получившийся эскиз переносится на медь с помощью зеркала. Необходимые места выглаживаются специальным приспособлением. Затем рисунок покрывают офортной краской с помощью валика. Лишние слои краски стираются ветошью, бумагой или рукой. Параллельно готовится бумага. Около суток ее нужно вымачивать в воде, чтобы она приобрела нужную консистенцию – бумага должна быть не слишком влажной и не слишком сухой. В итоге ее кладут на медный рисунок и прокатывают через валы под большим давлением. Так отпечатывается рисунок. Один медный эскиз может послужить для создания нескольких десятков гравюр, после чего приходит в негодность.

Титанический труд, не так ли? И это лишь одна из разновидностей техники меццо-тинто. У каждого художника – свои секреты, свои способы передачи красоты. Объединяет всех этих авторов любовь к своему делу и умение выявить в реальности такие свойства, которые не передашь с помощью масла, акварели, слова, ноты и любого другого инструмента по созданию искусства.

Приходя на фестиваль, человек пускается в путешествие по миру меццо-тинто – темному, местами мрачному, исполненному красоты и тревоги. На своем пути он встречает немало загадочных объектов и причудливых существ, все они сияют изнутри. По окончании осмотра экспозиции сиять начинает уже сам посетитель.

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств фестиваль продлится до 24 сентября, экспозиции в Музее архитектуры и дизайна УралГАХА будут работать до 10 сентября. Лишать себя такого удовольствия крайне не рекомендуется, ведь в следующий раз что-то подобное можно будет увидеть через два года на этом же самом месте, в это же самое время – после празднования Дня города.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов