Поиск по сайту

13 Сентября 2017

В будущее – по медным волнам

4-я Уральская биеннале современного искусства: открытие


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Татьяна Доукша Фото: Татьяна Доукша
Фото: Гоша Сапожников Фото: Гоша Сапожников
Мне нравится!

Первая уральская индустриальная биеннале нащупывала собственную идентичность. Вторая – превратила Урал в центр внимания международного арт-сообщества. Третья – сделала конструктивизм главным брендом региона. Четвертая пошла дальше других – освоила путешествия во времени.

127 участников из 23 стран, 59 маршрутов программы арт-резиденций по 27 регионам города, более ста часов мероприятий образовательной программы, два месяца непрерывной работы – цифры четвертой биеннале не могут не впечатлять. Кажется, в эти дни весь Урал живет современным искусством. Можно ли было такое представить еще десять лет назад? О пути, который этот проект проделал за минувшие годы, рассказывает начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Татьяна Ярошевская: «Я помню, сколько поначалу требовалось усилий, чтобы договориться с промышленниками, с директорами заводов, как ничего не понимали наши партнеры, как трудно было объяснить, зачем им нужна биеннале. И насколько легко сегодня идут эти переговоры! В частности, переговоры с собственником основной площадки были недолгими: он быстро понял прямую выгоду от взаимодействия с искусством. Взаимодействуя с биеннале, развивается и муниципальное сообщество. Один из характерных примеров – оратория «Огни Урала», премьера которой пройдет на площадке Центра культуры и искусств «Верх-Исетский». И сам город, становясь центром биеннального движения, обретает новых туристов, а приезжие художники помогают изучать нашу с вами историю».

Основной площадкой в этом году стало здание Приборостроительного завода, расположенное в самом центре Екатеринбурга, по соседству с набережной Исети и резиденцией Губернатора Свердловской области. Комиссар Уральской биеннале призналась, что там работал ее дедушка, и что она никогда и не мечтала о том, чтобы попасть внутрь. Теперь, благодаря биеннале, это здание впервые стало доступно широкой публике. Именно здесь расположился основной проект – выставка «Новая грамотность». Огромная экспозиция заняла почти половину территории завода – 6500 квадратных метров. О том, как рождалась концепция, рассказывает куратор проекта, португальский художник Жоан Рибас: «Когда мы первый раз пришли на завод, то увидели, что все часы остановились в разные моменты времени. Когда ты идешь по этому пространству, ты путешествуешь во времени. Это позволило нам охватить всю историю развития индустриального Урала. Наша выставка предлагает сначала вернуться к первой промышленной революции, основанной на пару́, потом обратиться ко второй – к электрификации и индустриализации, затем к третьей, связанной с информационными технологиями, и, наконец, к четвертой, которая, с одной стороны, грядет, с другой – уже произошла».

О том, как проект воплощался, Жоан Рибас рассказывает так: «Мы собрали художников со всей планеты, от Зимбабве до Нижнего Тагила, и вместе исследовали вопросы: как мы научились использовать технологии без необходимости читать руководство? Как мы адаптировали наш язык к новому формату общения? Как мы стали такими высокоразвитыми производителями образов? Как мы стали танцорами новых жестов и новых движений жизни?».

Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти на выставке «Новая грамотность» – пожалуй, самой цельной и одновременно всеохватной за всю историю уральской индустриальной биеннале.

Вся экспозиция состоит из своеобразных диалогов и перекличек. Вот фильм братьев Люмьер о рабочих, выходящих с фабрики, а вот инсталляция тагильской арт-группы «ЖКП» – сколоченное из самых разных объектов слово «работа». Вот созданная Людмилой Калиниченко «Комната желаний» – пространство, обклеенное коллажами, на которых собраны самые примитивные и пошлые желания современного человека, а посередине стоит столб ослепительного света. А вот серия работ «Аэробика протеста» от арт-группировки «ЗИП»: движения участников протестных митингов, переведенные на язык гимнастики. Вот видео Петры Кортрайт, в которых она играет с эстетикой интернета, где все текуче и переменчиво, а вот инсталляция Федора Телкова, воссоздающая школьный класс, где на партах намертво вырезаны мысли учеников об учителях, одноклассниках и жизни в целом. Вот видеозарисовки из жизни уральских рабочих и горняков золотоносной шахты в Перу, а вот фильм финской художницы Пилвы Такала, повествующий о том, как она месяц проработала в большой консалтинговой фирме, выполняя исключительное странные, не относящиеся к работе действия.

Пейзажи Старой Утки, скульптурная группа, выводящая зрителей из состояния равновесия, темные тоннели метрополитена, инсталляция, доказывающая, что биткоины и глобальное потепление взаимосвязаны, электрические прогулки по окраинам мегаполисов, художница, предугадавшая жесты современного человека задолго до изобретения смартфонов… Все это складывается в глобальную панораму жизни современного человека. Человека, живущего одновременно в физическом, материальном прошлом, и в призрачном, бестелесном будущем. Человека, запертого в четырех стенах «хрущевки» и одновременно путешествующего по бескрайним просторам сети. Человека, окруженного настроенными на разное время часами. Человека, переживающего четвертую индустриальную революцию – и делающего ее. А та самая заявленная в заголовке «новая грамотность» – способ выживания в этом дивном новом мире, и основной проект биеннале помогает человеку ее освоить.

Программа арт-резиденций, расположившаяся в другом крыле завода, в этом году посвящена исследованию «уральскости». Урал был воспринят художниками через все органы чувств, разложен на отдельные составляющие: запахи, цвета, пигменты, минералы, кристаллы. Саунд-дизайнер Foresteppe собрал шумы заводов и природы, распределил их на отдельные звуковые дорожки, и теперь посетитель выставки может комбинировать их как угодно, создавая свой собственный звуковой ландшафт Урала. Художница Татьяна Ахметгалиева создала рисунки карандашом, сделанным из уральского графита. На ее полотнах – сюжеты из заводской жизни, приправленные долей сюрреализма.

Пожалуй, самую впечатляющую работу в этой серии создал художник из Швейцарии Руди Десельер. На Кыштымском медеэлектролитном заводе он нашел небольшие медные волны, привез их на площадку биеннале и подвесил на металлические нити. Теперь они создают еле слышное, но ощутимое гудение – словно индустриальные колосья на ветру. «Каждый слышит здесь что-то свое, для меня же это элемент игры, – рассказывает художник. – Я всегда работаю с медью, я знаю, как извлечь из нее звук, и мне просто интересно наблюдать, каким образом он резонирует».

Еще один этаж завода отведен для специального проекта «Территория авангарда: Большой Урал». Это продолжение центральной темы прошлого биеннале – конструкттивизма, и одновременно расширение пространства борьбы. Под руководством политолога Дмитрия Москвина художники создали исследовательский проект о конструктивизме других городов региона – Нижнего Тагила, Магнитогорска, Березников, Каменск-Уральского, Перми, Краснокамска и Челябинска. В фотографиях и воспоминаниях очевидцев раскрывается история уральского архитектурного авангарда, его мистическая подоплека, не понятая современниками, но завораживающая молодежь начала XXI века.

Поход на биеннале всегда был настоящим приключением. Никогда не знаешь, что ожидает тебя в следующем зале, никогда не угадаешь, какие смыслы захлестнут тебя при виде той или иной работы. На этот раз – это увлекательное путешествие не только в пространстве, но и во времени: от заводского прошлого, через цифровое настоящее – к берегам неведомого будущего. Не верьте остановившимся заводским часам: время идет, причем во всех направлениях сразу. 

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга