Поиск по сайту

27 Сентября 2017

Роман авангарда и наива

Анри Руссо и Нико Пиросмани: лекция в ЕМИИ


Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Вчера в Екатеринбургском музее изобразительных искусств рассказывали о двух основоположниках примитивизма в живописи. Лектором выступил заведующий отделом наивного искусства, кандидат философских наук Андрей Бобрихин. Мы побывали на лекции и составили конспект.

Наивное искусство – неотъемлемая часть культурного ландшафта Екатеринбурга. Музейный центр «Гамаюн», специальный отдел в ЕМИИ, конкурс «Екатеринбургские родники», многочисленные выставки. Любой талантливый художник, вне зависимости от образования, имеет возможность донести свое творчество до публики. Но так было не всегда. Дорогу непрофессионалам в музеи проложили два автора.


Как понимать наивное искусство

Один жил во Франции, другой в Грузии. Одного признали при жизни, другой умер в нищете. Работы обоих теперь составляют предмет гордости лучших художественных собраний мира.

Анри Руссо родился в 1844 году в маленьком городке на северо-западе Франции. Отслужил в армии, работал таможенником (отсюда пошла кличка «таможенник», намертво прилипшая к нему в художественной среде), к живописи отношения не имел. В зрелом возрасте он взялся за перо – и вскоре его постиг успех.

Нико Пиросмани родился в грузинском селе 1862 году. В раннем возрасте он потерял всю семью, и его отправили в соседнее село в семью Коллонтаровых. Они были грузинской аристократией армянского происхождения. Нико работал пастухом, кондуктором на железной дороге, торговал в лавке, но ни на одной работе не приживался надолго. И все время рисовал – создавал вывески для торговых лавок, декоративные панно. Писал красками собственного изготовления на клеенке.

Руссо вошел в «Салон независимых» – революционное объединение художников, которые спорили с классическим искусством. Будущим авангардистам и модернистам было необходимо обозначить противоположный от классики полюс, и Руссо своими работами обозначил контекст их творческих экспериментов.

Пиросмани не имел никаких контактов с художественным миром Тбилиси до 1912 года. Тогда-то его и нашли и взяли на щит русские футуристы из кружка Ларионова. Они разрабатывали идею трансформации художественных форм и искали примеры по всей территории Российской Империи. Грузия дала им Пиросмани: художник Кирилл Зданевич приобрел у него большое количество картин и написал о нем в газету «Закавказская речь», назвав «художником-самородком».

Руссо любил изображать джунгли. Мистические джунгли и фигуру в центре – тигра, спасающегося от грозы, ягуара, разрывающего буйвола. При этом, художник не бывал за пределами Франции, а вдохновение черпал в ботаническом саду. Одна из характерных черт его творчества – насыщенный черный цвет. Темные фигуры ярко проступали на светлом фоне.

Пиросмани часто изображал диковинных животных. Среди героев его работ – много львов и жирафов. но у всех них – глаза автора. Как и Руссо, Пиросмани любил черный цвет, однако подходил к нему совсем иначе: он высвечивал фигуры на темном фоне.

Одни высмеивали работы Руссо, другие восхищались насыщенностью цветов и оригинальностью подачи. Так или иначе, на его вернисажи собирался весь свет Парижа, а сам Руссо радушно принимал гостей, развлекал их прекрасной игрой на скрипке и других музыкальных инструментах.

Популярность постепенно накатывала на Пиросмани: выставки, публикации, интерес со стороны публики. Увы, все это никак не коснулось его самого: художник жил в бедности, пил, а окружение, состоящее из работяг и забулдыг, только поднимало на смех его творчество.

О характере Анри Руссо известно немало: его окружали представители письменной культуры, и в их воспоминаниях он был человеком легким и незлобивым, добродушным и безобидным. Он был дважды женат, у него было семеро детей.

О душевных качествах Пиросмани приходится судить по байкам и легендам. Он тоже был безобиден – однако сам очень часто обижался как на окружающих, так и на самого себя. Окружение относилось к нему как к человеку психически нездоровому, «блаженному». Он никогда не был женат. Легенда о том, что он был влюблен в актрису Маргариту де Севр, легла в основу песни Аллы Пугачевой «Миллион алых роз», однако никаких подтверждений этому нет.

В 1910 году Анри Руссо заработал гангрену после травмы ноги и скоропостижно скончался.

В 1918 году Нико Пиросмани скончался от голода и болезни.

Творчество обоих художников обозначило начало бурного и продолжительного романа авангарда с наивом. Столичные бунтари от искусства впервые прислушались к самородкам из провинции. С тех пор наивное искусство стало неисчерпаемым источником новых идей, нестандартных решений и дыхания настоящей жизни.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры
База тегов