Поиск по сайту

28 Сентября 2017

Откуда берутся современные художники

Круглый стол «Производство художника: как научить современному искусству?» в Ельцин Центре


Мне нравится!

В рамках параллельной программы IV Уральской индустриальной биеннале современного искусства прошел круглый стол, участники которого обсуждали, как можно научить современному искусству.

Спикерами на мероприятии стали представители различных областей современной арт-сцены: кураторы, галеристы, преподаватели и, собственно, художники. Вопрос перед ними были поставлен следующий: является ли сегодня академическая институция местом становления современного художника? Проще говоря, можно ли научить искусству?

«Художественное образование – самое консервативное в мире, – заявила Лариса Грачикова, график, член Союза художников РФ, преподаватель факультета художественного образования Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. – Тем не менее, среди моих выпускников – звезды нынешней биеннале, Владимир Селезнев и группа ЖКП, и я очень ими горжусь. Естественно, мы шли на определенный риск во время обучения. Например, Владимир Селезнев защищал диплом по видеоарту, чего никто до него в нашем учебном заведении не делал. Только такими шагами учебные заведения могут помочь художникам в становлении».

Леонид Салмин, профессор кафедры графического дизайна УралГАХУ, считает, что современное искусство – не тот род искусства, которому можно научить. «Мне так и видится сборочный конвейер, на котором искусство делается по правильным методикам, – говорит он. – Ни одна образовательная институция не может создать современного художника – он зреет в совсем других оранжереях, не образовательных».

Художник Кирилл Бородин видит проблему в нехватке знаний о современном искусстве. По его мнению, эту проблему можно решить, но придется серьезно переделать учебные планы. «Традиционное образование художника занимает 15 лет: художественная школа, училище и вуз, – поясняет он. – Везде есть предмет «история искусств». Сначала на нем долго-долго проходят искусство эпохи палеолита, а в итоге доходят в лучшем случае до Энди Уорхола. Признаюсь, я сам знаю искусство Месопотамии лучше, чем передвижников. Мне кажется, было бы интересно провести такой эксперимент – начать с конца, с понятия метамодерна, и двигаться в обратную сторону. Успеете к палеолиту – хорошо, не успеете – да и ладно».

Другие участники круглого стола согласились, что в таком эксперименте есть смысл, главное – договориться с вузами и преподавателями.

По мнению заведующей кафедрой Истории искусства и музееведения Уральского федерального университета Тамары Галеевой, хорошим подспорьем для воспитания современных художников могла бы стать Уральская индустриальная биеннале и ее образовательная программа, но пока ее структура далека от совершенства.

Ректор Екатеринбургской академии современного искусства Инна Ахьямова поделилась опытом воспитания представителей совриска. «Два года назад мы решили внедрить прикладной бакалавриат. Он позволяет студенту придумать проект, реализовать его, представить в качестве дипломной работы, а потом, возможно, устроиться с ним на работу. И проект этот не обязательно должен быть академического плана. Также мы реализуем проект «Найденное искусств», начатый Анастасией Егоровой и Ольгой Паутовой. В его рамках мы даем студентам возможность увидеть искусство в обыденном: они исследуют территорию вокруг себя, находят объекты и превращают их в реди-мейды», – поделилась Инна Анатольевна.

Если привести все сказанное на круглом столе к общему знаменателю, получится следующее: современному искусству научить нельзя, да и не стоит, но к нему необходимо приучать. Важно создать среду, в которой совриск не будет казаться чем-то непонятным и непознаваемым. Именно в такой среде таланты смогут раскрыться в полной мере.

Фото: Дарья Ершова

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры