Поиск по сайту

02 Октября 2017

Авангард: путешествие во времени

Репортаж с открытия выставки «Ясновидцы грядущего» в ЕМИИ


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась масштабная выставка русского авангарда.

Минул век с 1917 года, и во многих музеях вспоминают и переосмысляют наследие русского авангардного искусства, вышедшего тогда на передний план. За небольшой период в пару десятков лет художники значительно расширили пространство борьбы и создали столько передовых изобразительных техник, что все новые и новые поколения искусствоведов с головой погружаются в изучение русского авангарда. Ну, а все новые и новые поколения зрителей с удовольствием открывают для себя кубистов, футуристов и других ясновидцев от мира искусства.

Открывшаяся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств экспозиция – это обзорный взгляд на русский авангард, и увлекательная экскурсия сквозь время и пространство. Выставка занимает целых два этажа,  на которых расположились многочисленные залы. Сказать, что она получилась масштабной – ничего не сказать. В залах – более 250 экспонатов из собраний Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Государственного музея В.В. Маяковского, Башкирского художественного музея им. М.В. Нестерова, Пермской художественной галереи, Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля, Нижнетагильского музея изобразительных искусств и Нижегородского художественного музея. Партнером выставки стал Сбербанк.

Начинается все с неопримитивизма. В этом зале мы видим работы Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Давида Бурлюка, Петра Кончаловского и других авторов. Сочные цвета и острые линии, простота и искренность. Дальше – футуристы и кубофутуристы, беспредметное искусство и супрематизм. Работы Василия Кандинского, Казимира Малевича, Павла Филонова, Эля Лисицкого соседствуют с творениями авторов чуть менее известных: Веры Петель, Надежды Удальцовой, Натана Певзнера.

Отдельная часть выставки отдана под близкий уральцам стиль – конструктивизм. Звезда этого раздела – Александр Родченко. Среди работ – станковые «Беспредметные композиции», обложки журналов и богатые на перлы рекламные афиши, созданные в соавторстве с Владимиром Маяковским. Жемчужина экспозиции – одиннадцать иллюстраций, выполненных в технике фотомонтажа к первому московскому изданию поэмы Маяковского «Про это».

«Нашей целью было показать такое важное для авангарда явление, как связь живописи и литературы, – отметил заместитель директора по научной работе Государственного музея В.В.Маяковского Дмитрий Карпов. – У посетителя выставки есть возможность найти истоки картин в стихах, а полотен – в литературных произведениях».

Рядом с работами расположены биографические справки. Многих художников авангарда постигла тяжелая участь – репрессии, жизнь в изоляции. Роковым стало постановление ЦК ВКП (б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» – оно положило конец всему авангардному движению. Группы были распущены, вместо них были созданы единые союзы творческих работников, куда набирали всех, независимо от стиля взглядов. Авангард был признан антинародным, и на его место пришел соцреализм.

Но вирус русского авангарда уже был запущен в тело мировой культуры, и процесс был необратим. Сейчас ясно, насколько художники той поры повлияли на все мировое искусство, насколько силен был тот заряд их искусства. Русский авангард, официально окончившийся в 1932-м, упрямо не хочет покрываться благородной патиной и уходить в историю давно минувших дней – это удивительно жизнестойкая культура, которая продолжает задавать важные вопросы современному человеку.

Выставка «Ясновидцы грядущего» открыта для посетителей в Екатеринбургском музее изобразительных искусств до 14 января 2018 года.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга