Поиск по сайту

17 Октября 2017

Глубина света и воображения

О мастер-классе финского художника Мики Тёрёнена в студии «Матяж Арт Хаус»


Текст: Дарья Санникова
Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

В прошедшие выходные в гостеприимной студии «Матяж Арт Хаус» прошел мастер-класс известного акварелиста, члена Союза художников Финляндии Мики Тёрёнена, который всего на несколько дней приехал из Хельсинки в Екатеринбург. Мы побывали в студии на второй день обучения, когда на акварельной бумаге уже высохли нанесенные в первый день слои краски, и холсты «отдыхали», дожидаясь, пока художники не приступят к работе вновь.

Едва приехав в уральскую столицу, Мика отправился на улицу – искать материал для будущих акварельных работ. За время прогулки сделал несколько на первый взгляд ничем не примечательных снимков: нечетких, с не слишком хорошо выстроенной композицией, с массой разнокалиберных машин. Однако даже в этих спонтанных снимках художник увидел свою красоту. Доказательство тому – первые же мазки краски, которые появляются на бумаге.

«Больше всего я люблю городские пейзажи, также рисую портреты, иногда – природу, – признается Мика. – Я не могу объяснить, что чувствую, когда рисую городские пейзажи. Студенты иногда говорят, что это магия. Неважно, какой город – мне нравится атмосфера, как ложится свет. Например, для меня сейчас хороший свет в Екатеринбурге. Это из-за погоды: нет ветра, но есть дымка – это создает особую прелесть. И очень много света. Екатеринбург – очень красивый город, я в него просто влюбился».

Участники мастер-класса – все без исключения девушки – завороженно смотрят, как Мика накладывает на уже начатую картину новые слои краски. Видно, как разительно отличается выведенная на большой экран фотография и работа художника: на холсте краски гораздо ярче и интереснее, машин нет вовсе, а силуэты знакомых зданий вносят в картину необычные акценты.

Мика промокает кисть то синей, то фиолетовой, то желтой, то оранжевой краской – именно такие цвета он выбрал для неба, чтобы сделать атмосферу картины более теплой. Техника, на первый взгляд, довольно необычна: художник делает широкий мазок, позволяя акварели растекаться, выжидает несколько секунд, подбирает следующий цвет и рисует следующую полосу, чуть изменяя угол – так, чтобы цвет одной растекшейся краски смешался с подтеками другой. Полностью взять процесс под контроль невозможно: здесь творит не только художник, но и сама краска. Получается прекрасный дуэт творца и материала, в котором каждый блестяще исполняет свою партию.

«Почему у него получается такая красота, а у меня – нет?» – слегка огорченно спрашивает одна из участниц. Однако в ее работе, как и в работах остальных, есть свое очарование и неповторимый характер. Мика не учит рисовать «под копирку» – он снабжает участников мастер-класса полезными инструментами, делится своими ощущениями… и явно наслаждается процессом.

«Я художник вот уже 25 лет, это моя страсть и мое призвание. Я рисую каждый день, а также преподаю – и это тоже моя страсть. Я помню день, когда впервые взял в руки кисть, но, конечно, не думал тогда, что это станет моей профессией. Я думаю, рисовать может любой, и вовсе не обязательно, чтобы это было хорошо: люди могут рисовать просто для того, чтобы получить удовольствие».

Еще один участник мастер-класса – очаровательный пудель по имени Умка. Организаторы рассказывают, что Мика очень любит собак и скучает по своим домашним любимцам, поэтому Юля, переводчик, берет на занятия Умку. Пудель серьезно наблюдает за каждым мольбертом: внимательные круглые глаза придирчиво изучают акварели, время от времени решительным «ав!» высказывая свое мнение о работах. Девушки, впрочем, на Умку не отвлекаются – их внимание полностью сосредоточено на холстах. Может показаться, что в студии идет какой-то экзамен.

«Местные ученики отличаются от финских – последние не настолько дисциплинированы. Они всегда делают, что нравится им, а не то, что говорю я, – улыбается Мика. – Здесь люди достаточно обученные, и у них хорошие способности. Эти студенты хотят учиться, у них есть цель, которую они хотят достичь, а также хотят получить от этого удовольствие. Впрочем, мы все здесь ради этого».

Сделав очередную серию мазков, художник ждет, пока бумага просохнет, чтобы нанести новый слой краски – если поспешить, можно сделать ошибку, которая испортит всю работу. Но если все сделать правильно, то в пейзаже появится и волшебство, и глубина. Если, конечно, получится увидеть в привычных вещах ту магию и свет, которые так прекрасно видит Мика Тёрёнен.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры