Поиск по сайту

30 Октября 2017

Наталья Чикунова: «Невозможно отделить себя от народа»


Текст: Дмитрий Савельев Текст: Дмитрий Савельев
Мне нравится!

Мы с гордостью представляем вам еще одного лауреата премии «Признание» Библиотечного Центра «Екатеринбург» и Управления культуры Администрации города Екатеринбурга — директора Екатеринбургского музейного центра народного творчества «Гамаюн», мастера художественного текстиля, члена областного художественно-экспертного совета по художественным промыслам и декоративно-прикладному искусству, ветерана труда Наталью Николаевну Чикунову. И напоминаем, что 21 ноября состоится торжественная церемония вручения премии, на которой будет представлен сборник с интервью участников и их фотографиями, в том числе из личного архива. В рамках подготовки материала для этой книги мы поговорили с Натальей Николаевной о любви к рукоделию, появлении «Гамаюна» и Екатеринбурге как городе ремесленников и заводов.

О любви к рукоделию

«Все что связано с рукоделием, в жизни любой женщины идет в первую очередь от семьи. Моя бабушка была уникальным человеком в этом плане. Большим счастьем для нее было, когда отец купил швейную машину. Когда он был репрессирован, это помогло ей кормить семью. Она в 12 лет пришла пешком в Свердловск, устроилась ткачихой на фабрику, поступила учиться в ФЗУ  и по вечерам учила женщин машинной вышивке. Бабушка владела многими техниками: прекрасно вязала на спицах и крючком, вышивала, шила, плела на коклюшках. Когда поженились мои родители, она вовлекла в это мою маму, которая тоже прекрасно вяжет и шьет,а затем и меня. Родители много работали, я часто оставалась с бабушкой и осваивала это занятие. Оторваться от рукоделия невозможно. Это помогает выживать в трудное время и стабилизировать себя. Любое творчество дает совершенно другое ощущение мира, наполняя душу добротой и красотой».

О любимых видах рукоделия

«Очень люблю вязать и плести на коклюшках – эти два дела со мной всегда. Кружево – это невероятная возможность для создания практически всего, что тебе хочется. Можно создать картину или какую-то деталь одежды. Это невероятно красивое занятие, от которого невозможно оторваться. Этот рисунок завораживает, а стук коклюшек успокаивает. Пока он поет тебе, можно о чем-то размышлять. Это гармонизирует. По характеру я очень эмоциональный человек, так что эти занятия мне помогали сосредоточиться на важных вещах. Усидчивость нужна каждому человеку».

Об интересе к народному творчеству

«Интерес к нему есть всегда, и он неисчерпаем. Это то, в чем сохранется душа народа и поколения. Невозможно отделить себя от народа. Народное творчество – это то, что дает возможность передать эту память детям, внукам. Где бы ты ни жил, ты всегда будешь чувствовать это. Каждое поколение приносит в народное творчество что-то свое, и очень интересно за этим процессом наблюдать. Меняются рисунки, образы, предметы, но само ремесло, сами приемы как были созданы тысячу лет назад, такими и остаются. Каждый человек так или иначе занимается самоидентификацией и народное искусство, всегда нацеленное на вечные ценности, помогает сохранять свои корни».

О появлении «Гамаюна»

«В тяжелые времена нужно было зарабатывать, поэтому я стала преподавать декоративно-прикладное искусство в Доме культуры им. Я.М. Свердлова. Так рукоделие стало для меня большим, чем просто хобби. Мы устраивали показы рукотворной одежды, участвовали в конкурсах, организовывали выставки. Вокруг этих курсов сложился клуб женщин, увлекающихся рукоделием. Там мы обучались друг у друга его разным видам. Когда в Москве появилась Всесоюзная ассоциация мастеров народного творчества и художественных ремесел, мы решили создать здесь такую же организацию – объединить уральских художников и мастеров, которых уже знали немало. Одной из наших целей было создание в Екатеринбуре (на те небольшие деньги, которые мы зарабатывали на выставках) музея народного творчества. Начальная коллекция появилась в 1994 году. Так это все и завертелось».

О праве на творческое высказывание

«В основном мы имеем дело с непрофессиональными людьми, которые долгое время не имели права на художественное высказывание. В советский период музеи не работали с самодеятельными мастерами – только с членами Союза художников. С созданием нашего учреждения у них появился свой дом. Их начали выставлять и другие музеи».

О самодеятельных и профессиональных художниках

«Главное отличие в том, что когда профессиональный художник обучается, ему задаются определенные стандарты и правила, по которым строится любое художественное произведение. Он овладевает работой с цветом, композицией. Самодеятельные художники своим собственным путем пришли к тому уровню, на котором находятся. Они овладели мастерством, технологическими приемами, но системное художественное знание у них отсутствует. Для самодеятельных художников допустимы многие вещи, которые профессионал никогда не сделает. Для меня очень важно то, что люди сохраняют в этом свою искренность, ощущение мира, жизни и красоты. В этом прелесть самодеятельного и, особенно, наивного искусства. Это то, что покоряет наших зрителей и привлекает их самих к занятию творчеством».

О формировании выставок

«Самое сложное в нашей работе – сделать выставку. Ведь люди занимаются творчеством для себя, а не ради выставок. Поэтому их работы часто не пронизаны какой-то одной идеей, как это бывает в выставочных проектах профессиональных художников. К тому же самодеятельные художники не очень сильны в их оформлении. Наша задача – «поднять» каждую работу на новый уровень и показать, что это предмет искусства. Порой приходится по восемь-десять раз снять работы и  снова развесить, прежде чем показать выставку зрителям. Любая деталь может зачеркнуть все остальные. Коллективные выставки еще сложнее, ведь каждый автор имеет собственный язык. И нам нужно найти зерно, вокруг которого все будет строиться».

Об уникальности Екатеринбурга

«Екатеринбург – это город ремесленников и заводов. Это уникальное историческое и культурное явление. Люди приезжали сюда из разных мест и везли с собой ремесла, уклады быта. Все это переплеталось с корневыми культурами Урала. Здесь живут очень добрые люди. Это люди – аристократы духа. Они очень много делают для других, никогда не замыкаются на себе. Всегда готовы поделиться. Открытость и требовательное отношение к себе отличает этих людей. Неспроста в профессиональной художественной школе родился суровый уральский стиль изобразительного искусства: это сочетание мощной формы и тонкой натуры. Урал – это люди, которые готовы работать с большой самоотдачей, невзирая ни на что. И с большой любовью к месту, где они живут. Для меня, наверное, это главное».

Об источниках вдохновения

«Меня вдохновляют наши люди, мастера, художники. Я очень рада, что сейчас появляется много молодых талантов. Сколько света, любви и доброты можно увидеть в каждой новой выставке! Хочется самому заниматься творчеством и находятся силы, чтобы идти дальше и делать новые выставочные проекты. Это - неиссякаемый источник  жизни».

 

Оставить поздравление для Натальи Николаевны Чикуновой, а также других лауреатов премии «Признание» можно на сайте Библиотечного Центра «Екатеринбург».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры