Поиск по сайту

15 Ноября 2017

Работа никогда не завершается

Специальный проект IV Уральской индустриальной биеннале современного искусства


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

Основной проект четвертой Уральской биеннале уже прекратил свою работу, но в Тюмени до 21 января продолжит функционировать специальный проект – выставка «Работа никогда не завершается».

Все большее пространство завоевывает уральская биеннале: масштабный международный проект вышел за пределы Свердловской области и начал покорение Сибири. В Тюмени выставка современного искусства открылась впервые, для города она стала не только смелым экспериментом, но и событием, открывающим для горожан новое пространство — музейный комплекс имени И.Я. Словцова. Комплекс состоит из выставочных помещений и фондохранилища, объединившего в себе собрания Тюменского областного краеведческого музея и Музея изобразительных искусств, а помимо этого он станет рекреационным пространством для жителей города. В рамках выставки «Работа никогда не завершается» в новом лекционном зале пройдут первые семинары.

Обратив внимание на такое крупное событие, как открытие музейного комплекса, связанного с историей области, куратор спецпроекта Светлана Усольцева обратилась к истории знаменитого Тюменского махрового ковра – одного из самых ярких и древних сибирских промыслов. С контекстом выставки «Работа никогда не завершается» зритель может ознакомиться перед входом на основную экспозицию.

Зайдя в экспозиционный зал, зритель оказывается в положении греческого героя Тесея, распутывающего клубок возлюбленной Ариадны. Ныряя в темные комнаты с видео-работами, или заходя за угол в поисках нового экспоната, можно обнаружить неожиданные представления уже знакомых образов.

Движение вдоль нитей смыслов, тканей, узоров и историй начинается с инсталляции Татьяны Ахметгалиевой «Клото». Клото – мойра, прядущая нить судьбы, предопределяя события жизни человека и ее конец. Вышитые на прозрачном текстиле портреты были созданы на первой Уральской биеннале, проходившей в 2010 году. Художница создавала работу на екатеринбургском камвольном комбинате, где, слушая рассказы женщин и буквально вплетая их истории в портреты, Татьяна Ахметалиева представила своих героинь в образах тех самых мифологических богинь, посвятивших свою жизнь производству. Нити судеб, личных историй и переживаний спускаются от портретов, переплетаясь между собой и затем наматываясь на производственные катушки. На выставке фоном для инсталляции стало высокое окно, в котором видны городские дома и оживленная улица. Спроецированный через художественные образы женщин-работниц, Тюмень предстает перед зрителем городом, подарившим контекст выставке и местом, наполненным судьбами и историями, подобно нитям, переплетающимся между собой.

Экспозиция воспринимается как коллекция очень личных высказываний, не способных не пробудить подобные чувства в наблюдателе, но даже слово «наблюдатель» имеет смысл более отчужденный. Когда смотришь на работу «Вязаник» уральца Леонида Тишкова, невозможно быть просто наблюдателем, становишься сопереживателем, будто вступая в диалог с художником. Почти в каждой семье хранится круглый коврик, связанный в технике народного уральского ремесла из обрезков старой, уже не нужной одежды. Вязаник — сказочное существо, хранящее память семьи Леонида Тишкова, костюм или метафорический «кокон памяти», созданный в такой же обрезочной технике. Помимо самого костюма, в инсталляцию входят два видео. На одном автор работы в обличье Вязаника бродит по уральским лесам, визуализируя миф, ассоциирующийся у него с созданным персонажем. На втором мама Леонида Тишкова Раиса Александровна вяжет костюм, перечисляя воспоминания, связанные с тем или иным лоскутом: «синие — это спортивные штаны отцовы, он же учителем физкультуры был», «красный пионерский галстук твой», «это платье мое, когда мне было тридцать». Создающая «кокон памяти», женщина может напомнить кому-то собственную маму, рассказывающую историю о случайно найденной в доме вещи, а кто-то вспомнит о круглом коврике в прихожей и задумается о лоскутках в нем или вдохновится не избавляться от изношенных, но любимых вещей, а создать из них собственный «кокон памяти».

 В центре лабиринта — работа екатеринбургской группы «Куда бегут собаки» под названием «Бабушка – Мандельброт». Уютное маленькое пространство с лампой, излучающей теплый свет и вяжущей бабушкой, перед которой лежат ряды пряжи. На глазах зрителя «Множество Мандельброта» обретает осязаемую форму благодаря вязальщицам-перформансисткам. Проект длится на протяжении нескольких лет, выполняется разными женщинами в разных городах и никогда не завершится по причине бесконечности данного множества. Несмотря на столь прямую отсылку к названию, здесь и личная история создателя формулы множественности: маленький Бенуа Мандельброт смотрел на свою бабушку, вязавшую ему носок – его поразило, как по мере увеличения вязальных стежков из ниоткуда появляется предмет, принимающий очертания его ноги.

Лабиринт выставки хранит в себе работу, благодаря которой спецпроект получил свое название. Инсталляция «Работа женщины никогда не завершается» Элизы Беннет из Великобритании состоит из фотографий и видео, но и здесь на изображении – переплетение нитей, их связь с человеческой рукой. Используя собственные руки как материал для работы, художница вышила на них узоры, поддевая иглой верхний слой кожи и продевая нить; автор не причиняла себе боли, но создала яркий образ натруженных до кровавых мозолей женских рук. Образ, читаемый в инсталляции, будоражит не только по причине неприятия многими такого способа «вторжения» в собственное тело. Каждый знаком с непрерывным процессом домашней работы, которая, казалось бы, не кончается никогда — важнее то, что эта тема поднята женщиной двадцать первого века, в котором должны были исчезнуть пережитки, связанные с восприятием ведения хозяйства как легкой женской работы, но появление подобных художественных высказываний говорит об их актуальности.

Ручные изделия, как хранители памяти и тепла их создателей, символизированы на выставке темой тюменского ковра – собирательного образа семейных секретов и мастерства, передаваемого из поколения в поколение. Помещенная в контекст темы биеннале «новой грамотности» выставка напоминает о старых традициях рукоделия в новом мире, где зачастую медитативный процесс создания собственного изделия позволяет человеку окунуться в мир «безвременья», определяемый не часами, а проделанной с удовольствием работой. 

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга