Поиск по сайту

20 Ноября 2017

А что для вас Эльмаш?

В музее «Дом Метенкова» открылась выставка «Воздушные замки Эльмаша»


Автор: Анастасия Исайкина Автор: Анастасия Исайкина
Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Проект исследования районов Екатеринбурга начался еще в 2016 году с создания выставки «Охота на Уралмаш». В этом году художники решили рассмотреть другой сектор Орджоникидзевского района — Эльмаш. Задача выставки«Воздушные замки Эльмаша», которая открылась в фотографическом музее «Дом Метенкова», — показать, как история влияет на современный внешний облик целого района.

Материал для выставки собирался полгода. В итоге художниками было занято три зала Дома Метенкова. Эльмаш предстал в их работах в разных аспектах - искусством, самобытной красотой, спокойствием, трудом.

В первом зале зрителя встречает фотография Сергея Лаушкина: он стоит на фоне двух панельных эльмашевских домов, которые по каким-то неведомым причинам теперь «дружат» балконами, соприкасаясь друг с другом. Если пойти немного дальше, то можно увидеть серию фотографий другой стороны Эльмаша.

Про более прозаичные «Панельки» в своих песнях говорит Хаски, а художник Артем Сагакьян переносит этот образ на Эльмаш. У него он очень однотипный, серый. Нельзя предположить, что изображенный им район — конкретный. Здесь вся Россия с ее одинаковыми дворами, домами. Но в одном из залов представлен проект «воздушного замка», не реализовавшегося в 30-ые из-за недостатка финансирования. А у Эльмаша могли бы быть гостиница, цирк, аэровокзал, заводоуправление, своё собственное «лицо».


Художники предприняли попытку отразить душу «эльмашевцев», которая видна в документальных фотографиях и аудиозаписях. Звание «самый запоминающийся экспонат» мог заслужить пылесос «Урал» из-за своей функциональности:  когда-то он  использовался и как фен, и как перебиратель крупы, и как микрофон. Об этих и других предназначениях пылесоса «Урал» можно прочитать на сопутствующей табличке.

Примечательно, что некоторые художники сами проживают на Эльмаше, но, несмотря на этот факт, выставка стала для них исследованием. Например, Анастасия Крохалева представила здесь свою работу о художниках,  живущих в этом районе: «Я обычно работаю немного в другом жанре. Это, как правило, какие-то инсталляции, световые, звуковые, интерактивные, но в этот раз получилось чуть-чуть по-другому.  По образованию я — искусствовед. И я решила подойти к созданию работы не как художник, а как исследователь.

Я родилась и живу на Эльмаше. И для меня было неожиданно узнать, что, бегая за молоком в магазин, я прохожу мимо окон мастерских, где художники что-то создают. Для меня началось новое познание Эльмаша – с точки зрения его художественной жизни. И мне важно было сказать, что мой район — не какой-то непримечательный и криминальный, а что о нем, например, можно подумать как о художественной точке на карте. Я отобрала для себя работы 4 художников, хоть на Эльмаше их гораздо больше. И каждый что-то особенное рассказал мне о своём районе. Например, о библиотеке. Для меня мой проект — это начало большого исследования».

Для многих район — чужой, криминальный, совсем «безжизненный». Но это больше для «центральных», которые не выезжают далеко. Для своих же тут искусство, природа, заводы, атмосфера гостеприимного дома со старенькими улочками и тишиной.

Так, Дарья Гарник представила свою работу о слиянии на Эльмаше природы и заводского производства: «В моей работе, как символ слияния природы и человека, появился кирпич. Он поломанный, обросший мхом, потрепанный временем и природными явлениями. Я нашла его под забором рядом с парком турбомоторного завода. Получился такой индустриальный объект. Мы предполагаем, что кирпич был изготовлен в 1932 году. Это не точно, но возможно, потому что на нём есть клеймо.

На Эльмаше у меня живет много друзей и знакомых. И мне всегда было интересно там находиться. Когда я начала углубляться в историю района, то узнала, что у нас есть местность, которая называется «Горки». На фотографиях, сделанных там, окна многоэтажек уходят в лес. Это интересное соседство, и интересно узнать, как оно влияет на людей, которые там живут. Также рядом есть парк «Калиновские разрезы», жители проводят тут свободное время. И получается, что чем дальше ты уезжаешь из центра, тем ближе становишься к природе, сливаешься с ней».

Перед выставкой историк Евгений Бурденков проводил авторские экскурсии по району.  Всего их прошло 9. На них были приглашены и художники. В результате совместной работы удалось получить духовный коллаж Эльмаша: «Я тут живу уже лет 5, и какое-то представление у меня было. В данном случае это какая-то окраина: 4 мощных завода, 3 из которых представлены не только производственными помещениями, но и соцгородом. У каждого завода есть свои детские сады, школы, и получается, что Эльмаш - это не один комплекс, а сразу же несколько. Этим он отличается, например, от Уралмаша.

В 90-ые года производственная история уходит, меняется на новое состояние. Эльмаш превращается в спальный район. Люди забывают героическую историю этого места и не ассоциируют с нынешним районом. Большинство молодых людей даже не подозревают, что это такое в принципе. А жилые комплексы постепенно ветшают. Это печальное зрелище. И весь синтез эмоций, который посвящен «Эльмашу», может быть, удачно, может быть, нет, но все-таки отражен художниками. То, что они попытались представить здесь — это «воздушные миры, замки». Многое из того, что они продменстрировали, не заметно. И некоторые посетители выставки могут сказать, что представленное не слишком и важно, вторично, Например, старшее поколение может не принять такой формат. Однако – это авторское  видение. И здесь можно узнать о машиностроении, послушать живую речь художников, там же составлена специальная карта, где есть адреса их домов, где-то представлены фотофакты из истории Эльмаша, где-то дана негативная эмоция по поводу того, что все здесь разрушается. Каждый из художников попытался здесь оставить свой след, и я думаю, что выставка получилась интересной.

Многое даже историки Екатеринбурга увидели впервые. Здесь представлены настоящие находки. У кого-то это — новое впечатление, у кого-то  находки в материальном плане. Например, кирпич «32». 1932 год - год основания завода Уралэлектромашины.

Мы, например, были впечатлены планом застройки района, который не был реализован. Название «Воздушные замки Эльмаша» как раз было придумано, благодаря этому. Или карта Юрия Коновалова, на которой он в 70-80-ых отмечал каждый дом по принадлежности к каждому заводу: Калинина, Эльмаша, Турбинного завода. В итоге получилась очень красивая и ценная для историка карта, которая может использоваться для проведения экскурсий.

Предположительно, если проект по Эльмашу будет хорошо встречен посетителями, следующий проект будет посвящен Желознодорожному району. Кажется, в следующем году у него будет юбилей».

У каждого Эльмаш — свое воспоминание, эмоция, люди, вещи. Но каждого что-то заставляет сюда возвращаться, исследовать. Казалось бы, уже заученные улицы, надоевшие дороги теперь можно увидеть по-новому, рассмотреть их заново с помощью истории, которая рассказана на «Воздушных замках Эльмаша».

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга