Поиск по сайту

05 Декабря 2017

Найденные шедевры

Подаренная Эрмитажем картина уже во второй раз может оказаться подлинником Рубенса


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Мне нравится!

Последние месяцы радовали екатеринбуржцев насыщенной культурной программой: Вечер музеев, Ночь искусств, Уральская индустриальная биеннале современного искусства, фестивали «На грани» и «Кинопроба», фестиваль-школа «Территория». Но это, конечно же, не все, ведь множество важного происходит и за пределами массовых мероприятий. Одним из таких важных событий стал приезд в Екатеринбург директора Ирбитского музея изобразительных искусств Валерия Карпова, привезшего с собой картину, датируемую примерно 1601 годом. Картину, которая, возможно, скоро станет еще одной громкой сенсацией в мире искусства.

В сентябре 2012 года Ирбитский музей изобразительных искусств, основателем и генеральным директором которого является Валерий Карпов, стал известен на весь мир. Сенсационной новостью, прославившей музей небольшого уральского города, стало подтверждение подлинности «Кающейся Марии Магдалины с сестрой Марфой», ранее считавшейся копией произведения Рубенса. Картина в числе прочих была подарена ирбитскому музею Эрмитажем в 1975 году. Музейные хранители, решив, что перед ними одна из многочисленных копий, без сожалений передали часть собрания в провинциальный музей (всего было передано 11 картин и несколько десятков листов графики), директору, мечтавшему сформировать в родном городе коллекцию западноевропейской живописи. Полотно попало в музей в ужасном состоянии, и только в 2012 году появилась возможность реставрации «Кающейся Марии Магдалины с сестрой Марфой». Уже в процессе восстановления картины реставраторы шаг за шагом убеждались, что перед ними полотно руки самого мастера, но результаты химического анализа окончательно развеяли все сомнения – ирбитская «Мария» принадлежит кисти Питера Пауля Рубенса.

«Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой»

В рамках передвижной выставки одной картины «Кающуюся Марию Магдалину с сестрой Марфой» могли увидеть жители Уфы, Перми, Челябинска и Нижнего Тагила. Сейчас экспонат находится в городе Ирбит в музее гравюры и рисунка, и доступен к просмотру всеми желающими.

В числе даров Эрмитажа Ирбиту находился еще один экспонат, числившийся в документах как копия. Написанный на деревянной доске сюжет «Оплакивание Христа» пролежал в фондах музея 41 год и ни разу не экспонировался. Спустя четыреста лет скитаний картина попала в лабораторию экспертизы и реставрации Уральского федерального университета благодаря Валерию Карпову, доверившему экспонат екатеринбургским искусствоведам.

"Оплакивание Христа"

«Оплакивание Христа» сохранилось лучше «Кающейся Марии Магдалины»: хорошее состояние позволило разглядеть полупрозрачные мазки краски и лаковой марены с виднеющимся за ними подмалевком (эскизом) — узнаваемые признаки живописи Рубенса. Изучали картину с помощью последних технических средств: были произведены макро- и микросъемка, облучение ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами, забор проб на химический анализ, а также спектрометрия, показавшая, что в состав красок входят элементы, характерные для красок XII века: олово, свинец, сурьма, мышьяк, медь. Сюжет выполнен на деревянной основе – это также один из признаков творчества Рубенса и его современников, часто писавших свои сюжеты на частях затонувших кораблей, добытых со дна и распиленных на небольшие просоленные морем доски.

Предположительно работа является либо повторением ученика картины Питера Пауля Рубенса «Оплакивание Христа», которая располагается в римской галерее Боргезе, либо эскизом к картине, выполненным самим мастером. Само понятие «копия» во времена написания картины, а это примерно 1601 год, было отличным от нашего: с помощью воспроизведения картин великих мастеров обучались их ученики. Но даже подлинники не обязательно писались автором от начала и до конца – особо отличившиеся ученики, а у Питера Пауля их было двое, Антонис ван Дейк и Якоб Йорданс, могли выступать помощниками мастера в написании картины. Например, эскиз, лицо, глаза, руки и другие важные части картины писал сам мастер, а остальное – его ученики.

Окончательных выводов первая экспертиза не дала, но по мере изучения картины наблюдателям открывались все новые и новые подробности, доказывающие основательность суждений о том, что сюжет может быть написан кистью известного нидерландского мастера.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга