Поиск по сайту

14 Декабря 2017

Четыре бунтарских шедевра

Экскурсия по выставке «Ясновидцы грядущего»


Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Татьяна Доукша
Мне нравится!

Заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств Ольга Горнунг рассказала о ключевых работах выставки «Ясновидцы грядущего». Приводим конспект экскурсии.

Масштабная авангардная экспозиция открылась в ЕМИИ в начале октября этого года. На выставке собраны работы мастеров всех направлений русского искусства начала XX века, от неопримитивизма до лучизма, от супрематизма до конструктивизма.

Начальные залы экспозиции посвящены неопримитивизму и сезаннизму – первым ласточкам русского авангарда. Впрочем, многие примитивисты могли быть одновременно и футуристами, и кубистами: в живом организме искусства деление на стили всегда условно. Так или иначе, о художниках, давших старт авангардному движению, здесь и пойдет речь.

В начале XX века в России, как и чуть раньше в Европе, произошла научно-техническая революция: люди пересели с лошади на автомобиль. Произошли большие перемены в материальной культуре. Художники чувствовали несоответствие нового времени и старой системы художественного выражения. Они начали искать новые пути, новые формы, новые источники вдохновения. Одним из таких источников стало французское искусство: фовизм и постимпрессионизм. Другим – русское народное искусство, иконопись, лубок. Главным в картинах неопримитивистов был не сам мотив, а красочность, энергия цвета. Это была молодая энергия, а сами они были молодыми бунтарями. Они открыли двери и пустили жизнь в выставочные залы.

Остановимся подробнее на четырех знаковых работах той эпохи.

Наталья Гончарова «На задворках» (1908)

Эта работа интересна своей загадочностью и «недоисследованностью». В ЕМИИ она поступила из Пермской художественной галереи как произведение Надежды Бом-Григорьевой. Но Бом-Григорьева работала в совершенно другом стиле. Она – художница третьего ряда, ничего общего у ее произведений и этой картины нет. Видимо, произошла ошибка в 1935-м году во время обмена между музеями. Так или иначе, куратор выставки Ольга Горгунг уверена, что работа принадлежит кисти Гончаровой и считает ее главным открытием этой выставки.

Наталью Гончарову называли самой богатой красками художницей. Здесь краски буквально горят. Синий, розово-красный, лиловый, зеленый – сочетание этих цветов образует большую энергетическую заряженность. Это настоящий шедевр и по композиции, и по пульсирующей манере живописи.

 «На задворках» – редкий случай, когда репродукции не смогут передать художественную силу произведения. Главное здесь – не сюжет, а невероятная энергия, которую лучше всего ощутить вживую.

Петр Кончаловский «Портрет В.В. Рождественского» (1912)

Петр Кончаловский был основателем «Бубнового валета» – крупнейшего объединения русского раннего авангарда. «Бубнововалетная» живопись – это примитивистская красочность, идущая от Сезанна, но с праздничностью цветов, характерной для русского народного искусства.

В 1912 году Кончаловский путешествовал семьей по Италии, и к ним присоединился его товарищ и соратник Василий Рождественский. Итогом путешествия стала эталонная работа Кончаловского и практически иконический образ Рождественского.

Русские авангардисты не так часто писали животных, но здесь художник изображен в окружении собак. Из писем и воспоминаний современников ясно, что Рождественский отличался необыкновенной любовью к животным: всегда собирал вокруг себя дворовых собак и бродячих котов, подкармливал их. Мотив собак объясняется этим – а также тем, что работа будто сочится дикой, животной энергией.

Илья Машков «Портрет дамы в кресле» (1913)

Кто эта царственная особа, восседающая на кресле? Если сравнить этот портрет с чуть позже написанной работой «Дама с контрабасом», то понятно, что изображена на картинах одна и та же дама. Это Елена Федоровна Федорова, ученица и вторая жена Машкова. На картине «Дама с контрабасом» она изображена уже достаточно реалистично, здесь же портрет более обобщенный, образ более универсальный, лицо сливается с фоном. Этот прием характерен для автора: в его портретах лица героев трудно отделить от декоративных элементов.

В работе проявляют себя какие-то восточные, сибирские, языческие истоки авангарда. А безликие фигуры вокруг героини напоминают задник базарного фотографа – как будто можно просунуть голову и сфотографироваться.

Художники в основном делятся на тех, у кого главное – графическое выражение, и тех, для кого важнее цвет. Машков был изумительным живописцем, колористом от бога. Красочная энергия его работ захватывает, вбирает зрителя в себя. «Портрет дамы в кресле» – безусловно, один из примеров выдающейся работы с цветом.

Роберт Фальк «Девочка в кресле» (1919)

Кто здесь изображен? Девочка? Старушка? Единого мнения на этот счет нет. Возможно, это действительно девочка, просто больная. Возможно, героиня – бабушка, на это указывают стоптанные башмаки. Автор не оставил конкретного названия работы, поэтому остается только гадать и интерпретировать по-своему.

Знатоки творчества Фалька увидят в этой работе знакомые элементы. Зеленое кресло, на котором сидит героиня, нередко появлялось в работах художника, а в воспоминаниях его жены оно описывается как любимое, «тургеневское». Схематично, синим и черным цветами изображенная печка фигурирует на многих натюрмортах художника – именно она обогревала его мастерскую.

В отличие от других ранних авангардистов, Фальк никогда не отходил от традиций русского психологического портрета. Несмотря обобщенность образа и простые выразительные средства (размытое лицо, два треугольника глаз), характер героини прослеживается. Если у Машкова человеческая фигура декоративна, главное – цвет, то у Фалька, несмотря на красочность и энергию, достоверная психологическая характеристика есть во всех портретах.

***

Выставка «Ясновидцы грядущего» проработает до 14 января, а это значит, что у горожан остался месяц, чтобы увидеть богатейшее собрание авангардных работ.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга