Поиск по сайту

15 Января 2018

«Ландшафты души» Василия Кандинского

Тезисы лекции, посвященной жизни и творчеству великого абстракциониста


Текст: Екатерина Юркова Текст: Екатерина Юркова
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

В один из морозных вечеров первый этаж выставки «Ясновидцы грядущего», расположившейся в Екатеринбургском музее изобразительного искусства, наполнился желающими послушать лекцию о жизни и творчестве Василия Кандинского – графика и теоретика изобразительного искусства и одного из основоположников абстракционизма. Лекцию прочла куратор выставки «Ясновидцы грядущего» и заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства Ольга Горнунг. Мы побывали на полуторачасовой лекции и с удовольствием передаем вам услышанное.

В живописи Кандинского высокоинтеллектуальная научная системность сочетается с интуитивностью, чувствительностью и эмоциональностью.

Крестьянская живопись, русский эпос и семейная жизнь

Большую роль в становлении сознания живописца сыграла тетя художника, Елизавета Тихеева, читавшая Кандинскому народные предания. Слушая их, ребенок погружался в сказочный мир. Впоследствии переехавший жить за границу художник представлял родную страну в образе русской красавицы. 

На творчество живописца оказал влияние и интерес к этнографии, который увлек Василия Кандинского в полуторамесячную экспедицию по северным уездам Вологодской губернии в 1889 году. Во время поездки будущий абстракционист живо интересовался сохранившимися реликтами язычества, обрядами и шаманскими действами, в которых и сам принимал участие. Позже он сравнивал свою живопись с шаманским бубном, с вибрацией, исходящей при ударе о поверхность музыкального инструмента.

Поездка к народу коми оказала на Кандинского влияние не только в музыкальном плане, но и в живописном, так как избы жителей деревень были расписаны в традиционной крестьянской технике, впечатлившей художника: «В этих необыкновенных избах я и повстречался впервые с тем чудом, которое стало впоследствии одним из элементов моих работ. Тут я выучился не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить. Ярко помню, как я остановился на пороге перед этим неожиданным зрелищем. Стол, лавки, важная и огромная печь, шкафы, поставцы – всё было расписано пёстрыми, размашистыми орнаментами. По стенам лубки: символически представленный богатырь, сражение, красками переданная песня. Когда я наконец вошёл в горницу, живопись обступила меня, и я вошёл в неё. С тех пор это чувство жило во мне бессознательно, хотя и переживал его в московских церквах, а особенно в Успенском соборе и в соборе Василия Блаженного».

После университета Василий Кандинский женился на своей двоюродной сестре по линии отца, Анне Чемякиной, которая была старше супруга на шесть лет. В письмах художник рассказывал, что у него не было ни приятелей, ни друзей среди сверстников или однокурсников – он был очень одинок. Аня была единственным человеком, которому Кандинский мог довериться.

После свадьбы в 1982 году молодожены отправились путешествовать по Европе, где и случилось первое разочарование жениха: семейная жизнь складывалась не так идеально, как он изначально себе представлял.

Музыкально-импрессионистическое потрясение Кандинского

В 1896 году перед Кандинским встал выбор: продолжать научную карьеру или стать художником. Тридцатилетний мужчина решил связать свою судьбу с изобразительным искусством. Катализаторами такого решения стали два важных события в жизни Василия Кандинского: французско-импрессионистическая выставка в Москве и постановка оперы Вагнера «Лоэнгрин».

Сам художник писал, что долгое время был знаком только с реалистической живописью, преимущественно русской, изучал полотна Поленова, Левитана. Но «Стога сена» Клода Моне пробудил в будущем основоположнике абстракционизма интерес новая живопись: «Мне казалось, что без каталога не догадаться, что это – стог сена. Эта неясность была мне неприятна: мне казалось, что художник не вправе писать так неясно. Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета. С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует и покоряет, неизгладимо врезывается в память…».

Василий Кандинский был очень музыкален, и опера Вагнера его потрясла. По словам художника, музыка «Лоэнгрина» воплощала все его представления и духовные ощущения: «я видел все мои краски, они стояли у меня перед глазами», «искусство обладает большей мощью, чем мне представлялось».

Еще одним событием, повлиявшим на Кандинского, следившего за инновациями в науке, стало открытие атома. Ему казалось, что все в мире стало шатким, зыбким и ненадежным, что не было бы ничего удивительного, если бы какой-нибудь предмет вдруг оторвался и полетел.

Новые горизонты

В конце концов, художник решил уехать учиться искусству в Мюнхенской академии художеств, где преподавал Франц фон Штук – лучший художник Мюнхена на то время. Но Василия Кандинского не приняли, так как, не смотря на силу красок и колорита его картин, рисунок претендента был слаб.

Потерпев поражение, живописец не опустил руки и поступил в студию словенского художника Антона Ажбе, какое-то время проучился у него, а потом снова отправился к фон Штуку. На этот раз Кандинского приняли, но художник, долгое время занимавшийся самообразованием, был недоволен обучением, которое показалось ему академичным и сухим. Проучившись у Франца фон Штука всего год, Василий Кандинский основал свое собственное художественное объединение «Фаланга» и начал преподавать.

Кроме дара художественного и научного, абстракционист имел в своем арсенале еще и дар организации и педагогики. Одной из учениц, привлеченных талантом Кандинского, стала Габриэль Мюнтер, впоследствии подруга и любовница своего преподавателя.

Разведясь с Анной Чемякиной, Василий Кандинский вместе с Габриэль отправился в путешествие по Европе. Во время него они побывали в Голландии и Франции, поучаствовали в выставке осеннего салона в Париже, познакомились с фовизмом и более пристально присмотрелись к импрессионизму.

Евангелие для абстракционистов

В 1908 году пара приобрела небольшой домик в баварских Альпах в Мурнау, недалеко от Мюнхена. Период Мурнау (1908 –1914 года) стал самым ярким и плодотворным в жизни живописца.

В художественной жизни Василия Кандинского можно различить несколько периодов: реалистичный (натурный), не предвещающий периода абстракций, сказовый, выстраивающийся на основе русского народного эпоса, фовистко-экспрессионистский, период полуабстрактных и абстрактных композиций.

Страдавший от нервных приступов, художник исцелялся с помощью живописи, выпуская накопившуюся энергию с помощью кисти и красок. Особенно это видно в картине «Моя столовая» 1909 года, где прослеживаются влияния фовизма и экспрессионизма, а также энергетика самого автора.

«Моя столовая» Василий Кандинский

Большое количество произведений периода Мурнау сохранилось благодаря Габриэль Мюнтер, с риском для жизни прятавшей картины Кандинскогово времена фашизма в Германии, когда подобное искусство было названо дегенеративным и повсеместно уничтожалось. После войны Мюнтер передала все наследие в мюнхенский Лимбахаус.

В этот же период был создан и знаменитый философский трактат Василия Кандинского «Духовное в искусстве». Написан он был в августе 1909 года, но издан лишь в 1911-м (в этот же год Кандинским был основан «Синий всадник» – объединение немецких экспрессионистов). Книга посвящалась тете художника, Елизавете Тихеевой. В своей работе художник описал принцип отношения к искусству и созданию композиций. Книга произвела колоссальное влияние на все авангардное искусство 20-х, стала своеобразным евангелием для авангардистов.

Первую абстрактную работу Кандинский пишет в 1910 году акварелью, первую живописную абстракцию – в 1911. Описывая свои работы, художник отмечает среди них импрессию – первый импульс от природы, импровизацию – вибрация души, композицию – нечто совершенное, требующее длительного труда, подготовки и времени.

Всего Василием Кандинским было создано девять композиций, но первые три были уничтожены в фашистской Германии. Композиция номер семь – вершина периода Мурнау.

Вновь Россия, вновь Германия

В 1914 году началась Первая мировая война, и русский живописец был вынужден спешно покинуть Германию. Кандинский вернулся в Россию, где встретил свою третью жену, Нину Андреевскую. Он влюбился в нее заочно, лишь услышав по телефону. Голос Нины так впечатлил художника, что он создал изумительную акварель «Незнакомому голосу».

Акварель «Незнакомому голосу» Василий Кандинский

Через два месяца Нина и Василий Кандинский встретились в одном из московских музеев, а после этого не расставались на протяжении 28 лет. В 1917 году у супругов родился сын Володя (Лодя, как называли его родители), но в связи с тяжелыми послевоенными годами и нехваткой продовольствия мальчик умер в 1920 году. Для Василия и Нины смерть ребенка стала огромной трагедией, и пара решила больше никогда не иметь детей.

Работы московского периода отличаются от мюнхеновских мрачностью, преобладанием черного цвета, жуткими образами, присутствием зооморфных и антропоморфных форм. Это связано не столько с бедами, обрушившимися на живописца, сколько с новым периодом в творчестве автора.

Постепенно Кандинский осознал, что находится не у дел: соратники художника смотрели в сторону конструктивизма, отрицали духовность, считая Кандинского пережитком прошлого. В этот же период не стало Лоди, а в конце 1921 года абстракционист уехал в Германию работать в Баухаусе, школе, являвшейся локомотивом современного искусства и дизайна. В Россию Василий Кандинский больше не возвращался.

Научившись погружаться в глубину живописных работ и ощущать пространство картины, Василий Кандинский стал новатором абстракционистской живописи. Живопись чувственного интеллектуала, сочетавшего в своих композициях любовь к музыке и крестьянскому быту, эмоции, полученные от просмотра импрессионистской живописи и научных открытий, продолжает притягивать людей, с удовольствием носящих значки и сумки с самыми знаменитыми композициями художника.  Любовь к живописи, создававшейся более ста лет назад, доказывает, что эстетика Кандинского, предвосхитившего эпоху дизайна и минимализма, актуальна и по сей день и продолжает завоевывать все большее количество таких же тонко чувствующих сердец. 

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга

Новости
Диалог
Арт-терапия
Афиша
Места
Прямая линия
Управление культуры