Поиск по сайту

22 Января 2018

Возвращение забытого монументалиста

Выставка «Алексей Константинов. Живопись, графика. К 90-летию художника»: фоторепортаж


Текст: Дмитрий Ханчин Текст: Дмитрий Ханчин
Фото: Георгий Сапожников Фото: Георгий Сапожников
Мне нравится!

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка работ Алексея Константинова. Рассказываем о том, почему ее нельзя пропустить.

Что нам известно об Алексее Константинове? Родился в 1927 году на Алтае – место силы не могло не повлиять на будущего художника. Учился в Свердловском художественном училище у Спартака Киприна, окончил с отличием. Потом учился в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова на монументальном отделении. Получил красный диплом. Переехал в Нижний Тагил, где проработал всю жизнь. В Союз художников его не принимали. Ни на одной областной выставке нельзя было встретить его работы. Преподавателем не был, но небольшая и, по мнению куратора выставки Виктора Малинова, самая толковая часть тагильских художников почитала его за гуру.

Алексея Константинова не стало в 1998 году. На следующий год прошла первая персональная выставка его работ, а затем о нем не вспоминали полтора с лишним десятилетия. Сейчас его монументальные полотна рассеяны по северным городам, станковые же работы и графические эскизы сейчас можно увидеть на выставке в ЕМИИ. Материалы для нее были представлены Тагильским музеем изобразительных искусств и собраны из частных коллекций.

Экспозиция расположилась в нескольких залах и делится на несколько тематических частей: Человек, Время, Пространство и Движение.

Человек Константинова – человек советский. Могучая фигура, на которую давят обстоятельства – жесткий общественный строй, идеология. Человек согбен, но не сломлен: каждый его мускул предельно напряжен, во всей фигуре – чудовищное напряжение, в глазах – неугасимая надежда на победу. Один из самых частых элементов в фигуративных работах художника – согнутая, как рычаг, нога, стремящаяся распрямиться. Среди изображенных Константиновым людей встречается и он сам – такой же могучий и напряженный. «Я беру себя за волосы и иду на работу» – так называется один из автопортретов.

Время Константинова – время революции и красного террора. Вот революционер с ружьем наперевес шагает по головам, церквям и до смерти напуганным представителям буржуазии. Вот советские солдаты движутся навстречу зрителю, их лица суровы, в глазах – обреченная решимость, за их спинами – ряды точно таких же, сливающихся в единую угрожающую массу. Вот из-под пугающих кровавых очертаний выходит Ленин – низкорослый, опасный, похожий на бандита. Эти работы Константинов написал к 60-летию Великой Октябрьской революции. Естественно, его видение событий шло вразрез с официальной идеологией, и путь на областные выставки художнику был заказан.

Пространство Константинова – пространство разбушевавшейся индустрии. Раскаленные домны, заводы, исторгающие языки пламени. В более поздних беспредметных работах – миры, состоящие из геометрических фигур, каждая из которых самоценна, имеет свой вес. Кажется, лиши работу одной из них – и вся сложная конструкция рассыплется в прах.

Движение Константинова – движение фигур, их трение друг об друга. Скрипят сферы, проворачиваются шестерни мироздания, старые миры и устои стираются в пыль, во всем этом зарождается новое время. Что это время сулит – это знать Константинову было не дано, но его завороженность этими процессами передается и зрителю.

С одной стороны, живопись Алексея Константинова легко встраивается во множество художественных трендов XX века: тут и постимпрессионизм, и монументальное искусство, и супрематизм, и абстракционизм, и язык советского плаката, и все это – в лучшем виде из всех возможных. С другой, его творчество очень самобытно: за каждой из его работ стоит своеобразная философия, все они складываются в единую картину – картину XX века, увиденного художником.

«Это был советский человек, он жил в советскую эпоху, но осмысливал ее по-своему, поэтому всегда был чужим», – сказал о нем куратор Виктор Малинов. Новая выставка призвана исправить это, сделать Константинова своим, вырвать его искусство из забвения.

поделились
в соцсетях


Комментарии пользователей сайта

Комментариев пока нет, оставьте первый комментарий.

Оставьте комментарий

Добавить комментарий

Официальный сайт Управления культуры
Администрации Екатеринбурга